Сатирические памфлеты Андрея Платова

  

Платов родился в многодетной семье слесаря-железнодорожника. Закончил несколько классов церковноприходской и городской школ. Семья очень бедствовала, Андрей был старшим среди десяти детей, поэтому с четырнадцати лет вынужден был работать посыльным страхового агентства «Россия». С 1917 г. Платонов - рабочий литейного цеха вагоноремонтного завода, потом - ученик железнодорожного политехникума, электрификатор, мелиоратор, профсоюзный работник. В 1918 г. Платонов вступил в железнодорожный техникум, а со следующего года устроился журналистом в Новохоперск (в течение двух лет написал свыше 200 статей, посвященных разнообразным вопросам общественной жизни).

На это время приходится начало литературной деятельности Платонова. Он выступал как поэт, публицист, критик, прозаик. В воронежских газетах и журналах появляются статьи, посвященные сложным социально-философским вопросам, первые рассказы. В 1921 г. вышла из печати и ее публицистическая книга «Электрификация».
В 1920 г. Платонов стал делегатом первого Всероссийского съезда пролетарских писателей, где представлял Воронежскую писательскую организацию. Вдоль 1921-1922 гг. Платонов работал главой Чрезвычайной комиссии в борьбе с засухой в Воронежской губернии. Поэтический сборник «Голубая глубина» и ряд фантастических рассказов: «Маркируй», «Потомки солнца», «Рассказ о многих интересных вещах», которые появились в 1922 г., передавая дыхание эпохи, увлечение грандиозными проектами планетарных изменений на основе научно-технических достижений и новых социальных учений, тем не менее, еще не давали оснований говорить о творчестве Платонова как о заметном явлении в русской литературе.

После окончания в 1924 г. техникума Платонов некоторое время (до 1926 г.) работал губернским мелиоратором, возглавлял работу из электрификации сельского хозяйства. Платонов чрезвычайно увлекался строительством и вместе с тем настойчиво продолжал заниматься литературой: публиковал публицистические статьи, рассказ и стихи в местной печати. В публицистике тех лет Платонов выступает как мечтатель-максималист, борец со стихийными силами в природе и жизни. Вместе с тем, напряженные философско-этические поиски Платонова тех лет (на его формирование справили влияние философские идеи О. Богданова, К. Циолковского, Г. Федорова, В. Розанова) не разрешили ему раствориться в обезличенном потоке пролетарской литературы. В 1926 г. вышли из печати повести Платонова «Лунная бомба» и «Эфирный тракт» в которых вера в технический прогресс объединяется с утопическим идеализмом ремесленника-изобретателя.

В 1926 г. Платонова избрали в комиссию ЦК Союза сельского хозяйства и лесных работ, и, оставив службу в Воронеже, он вместе с женой, Машей Кашинцевой, переехал в Москву. Но его работа в ЦК сельского хозяйства не складывалась как нужно, поэтому, проработав три месяца в Тамбове заведующим отделом мелиорации, Платонов снова, теперь уже окончательно, поселился в Москве и перешел на литературную работу, сотрудничая с московскими журналами «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия». В те годы он написал две повести - «Эфирный тракт « и «Епифанские шлюзы».

Повесть «Епифанские шлюзы», 1927), что стала своеобразным литературным «дебютом» Платонова в роли теперь уже профессионального писателя, посвященная реформаторской деятельности Петра І: в основу произведения положены реальные исторические факты. В 1699-1704 гг. делались попытки создания канала между Волгой и Доном. Исполнителем проекта был английский «мастер корабельных дел» капитан Перри. Из-за начала Северной войны строительство канала было приостановлено, а Перри возвратился домой. Ход сюжета повести подчинен жестокой логике победы реальности над мечтой. Невеста Перри сообщает ему о своей свадьбе с другим; проект, работе над которым полностью посвящает себя инженер, на практике оказывается неосуществленным - в шлюзах недостаточный уровень воды; крепостные убегают со строительства. Реализация проекта заканчивается смертной казнью Перри.

В этот период, по словам Н. Болот, «начинает выкристаллизовываться поэтика Платонова: прямолинейность в выражении идеи уступает место двойной авторской позиции; направленность в будущее изменяется поисками глубинного смысла жизни - «вещества существования»; герои - одинокие изобретатели, путешественники, чудаки, склонны к философии. Составляется и неповторимая языковая фактура: стиль мастера основывается на поэтических приемах и словообразовательном механизме языка, который обнаруживает скрытое, первоначальное значение слова. Подчеркнутое выразительное «косноязычие» Платонова было беспрецедентным в русской литературе, частично опираясь на традиции символизма, а также усваивая опыт авангарда и газетную лексику в свое время». Новая поэтика нашла свое выражение в повестях «Ямская слобода» (1927), где на фоне жизни одной слободки автору удалось показать процесс расписания эгоистических индивидуальностей и рождение людей новой, социалистической, формации; «Город Градов» (1928) - сатира на советскую бюрократию; «Сокровенный человек» (1928), главный герой которого Фома Пухов, простой рабочий, который всем сердцем стремился служить революции, в определенный момент усомнился в правильности выбора своего жизненного пути, и потому отправляется в странствования по стране, чтобы найти логическое объяснение действительности, но вместо любого смысла находит социальный абсурд. В сатирической утопии-памфлете «Антисексус» (1928) высмеивается идея отказа от плотской любви ради общественной деятельности, а также документально-монтажная литература «левацких» писателей.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: