Шарль Бодлер – французский поэт II половины XIX столетие, поздний романтик и один из зачинателей символизма

  

Жизненный и творческий путь писателя. Мировоззрение и эстетичные взгляды Бодлера и сборник «Цветы зла». Противопоставление действительности и идеала как семантико-образная ось сборника. Толкование предметных образов как «видимых знаков» идей, чувств, душевных состояний («Соответствия»).

Цель: ознакомить с жизнью Ш. Бодлера и особенностью его поэзии; развивать навыки определять индивидуальный стиль поэта, анализировать поэтические произведения, высказывать свои мысли о них; воспитывать любовь к поэзии; эстетичные вкусы.

Оборудование: портрет писателя, издание произведений, иллюстрации к биографии.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Ход урока

I.             Организационный момент

II.            Актуализация опорных знаний.

Расскажите о традициях и новаторстве в поэзии У. Уитмена. Поделитесь своими впечатлениями от его поэзий.

III.           Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Шарль Бодлер... Его называли «королем поэтов, настоящим Богом «апостолом современности» и аморальным человеком, богохульником. О его произведения спорили и спорят по сей день литературоведы, поэты, обычные читатели. Всемирное признание пришло к поэту лишь через сто лет после того, как его не стало.

Писатель оставил после себя поэтический мир, где душа ведет вечный поединок с собой, но никогда не останавливается в постоянных поисках неведомой и прекрасной Тайны. Попробуем и мы приобщиться к этой тайне. 

IV.           Объявление темы и цели урока.

V.            Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Слово учителя (мини-лекция с элементами беседы).

Шарль Бодлер - поэт, политический деятель, журналист, искусствовед, непревзойденный переводчик новелл Эдгара По. Мятежный по характеру, он начал создавать на новых творческих и эстетичных основах, ввел в литературу понятия модерна, который считают предтечей символизма. Много поэтов следующих времен взяли образцом его творчество.

Бодлер родился в Париже в 1821 году в семье сенатора. Когда ему исполнилось шесть лет, умер отец, на 34 года старше своей жены. Мать вышла во второй замуж за командира батальона, который знал лишь казарменные методы воспитания.

Шарля отдают в интернат королевского колледжа, что приводит к его конфликту с родителями. Через три года он уже учится в Париже, в колледже Людовика Великого. Получив бакалавра, отказывается продолжать образование, заявив, что хочет стать писателем. Юношу отправляют в одну из отдаленных французских колоний в Индийском океане - для исправления. В скором времени Бодлер возвращается и дебютирует в коллективном сборнике «Стихи». Со временем выходят сборники его критических статей «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года».

В 1848 году поэт принимает участие в восстании Парижской коммуны. Работает редактором демократической газеты.

В 1857 году мир увидел главную книгу бодлеровских поэзий - «Цветы зла». В том же году над этим сборником состоялся суд. На автора и издателей наложили штраф, а из книги изъяли шесть поэзий.

В следующие годы Шарль Бодлер продолжает плодотворно работать: выходят из печати сборники его критических статей, во второй раз изданы «Цветы зла» (1861), печатаются стихи в прозе «Парижский сплин», сборник «Обломки» и «Новые цветы зла».

В 1867 году Ш. Бодлера не стало.

Что вы можете сказать о характере поэта? (Бунтовщик, романтик, художник-новатор и др.).

Шарль Бодлер, как и У. Уитмен, стал «поэтом одного сборника». Литературоведы рассматривали «Цветы зла» как связанные между собой лирические тексты и даже как сюжетную поэму. Книга имеет посвящение, вступление и состоит из шести циклов, объединенных по проблемно-тематическому принципу.

 «Здесь есть тайная архитектура, план, рассчитанный мудрым и волевым поэтом... Это не столько стихи, сколько поэтическое творение строгого единства. С точки зрения искусства и эстетичного впечатления они проиграли бы, если бы не были прочитаны в той последовательности, как их расположил автор»,- пишет друг поэта Д'орвилли.

О своем творении поэт говорит: «В эту жестокую книгу я вложил все свое сердце. Всю свою нежность, всю свою религию (вывернутую). Всю свою ненависть...».

И объясняет истоки: «Еще в раннем детстве я имел в своем сердце два противоположных ощущения: ужас перед жизнью и увлечение жизнью»; «лишь достигая глубочайших пропастей падения, воображение по закону противоположности зажигает светильник высочайших идеалов». А вот отклики представителей следующих поколений:

«“Цветы зла” Ш. Бодлера - это цветы, которые выросли в нашей противоречивой душе на почве жестокого ХХ столетия» (Александр Олесь);

«Книга эта - ...душа и жизни поэта целиком: с его лазурными мечтами, его культом красоты, его неистовыми страстями... Это глубоко символическая биография поэта» (О. Урусов).

Важное место в эстетичной системе Ш. Бодлера занимал принцип «соответствий» (такое название имеет и одна из его поэзий).

Согласно этому принципу образы и метафоры не используются для описания конкретных реалий, предметов и фактов, а символически обозначают определенные идеи, универсальные явления бытия. Это определило в бодлеровской поэтике тенденцию к перерастанию образов в символы, а также установку на внушение читателю определенных настроений и душевных состояний.

2.             Словарная работа.

Ученики (самостоятельно) по словарю определяют понятие «символ», «импрессионизм», «неоромантизм», «символизм».

3.             Выразительное чтение стиха Ш. Бодлера «Соответствия».

4.             Обмен впечатлениями, эвристическая беседа.

?             Как раскрывается в этой поэзии идея «соответствий»?

?             Раскройте содержание метафоры «леса символов».

?             В каких строках изображена картина всеобъемлющей гармонии?

?             Как передаются в произведении взаимоотношения человека и природы?

?             В какой форме написан стих? (Сонет).

5.             Промежуточные итоги.

Учитель. Исследователь творчества Гастон Башляр предостерегал от восприятия сонета «Соответствия» как произведения пейзажной лирики - его содержание значительно глубже. «В двух единствах - темной ночи и ясного дня – проявляется двойственность добра и зла. Все, что есть широкого, неоднозначного во тьме ночи и ясном дне, не дает возможности остановиться или только на тьме, или только на свете». Об этом же писал и сам Бодлер: «...весь видимый мир является лишь арсеналом образов и знаков, которым воображение отводит место и определяет относительную цену». Даже в стихах, где поэт, в самом деле, любуется красотой пейзажа, он не может избавиться от ощущения «темного содержания вещей» - «широкого и черного небытия».

VI.           Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Учитель. Вставьте пропущенные слова в текст телеграммы, которую получил Бодлер из-за границы в поддержку его сборника «Цветы зла», из которой французское правосудие изъяло несколько стихов: «Я...... браво! Из всех моих сил браво вашему могущественному таланту. …… вашу руку. Поэт Виктор Гюго». (Слова для справки: а) несу, поздравляю; б) молчу, делаю; в) кричу, давлю; г) пишу, подаю.)

VII.         Домашняя задача.

Знать биографию поэта, уметь выразительно читать, анализировать поэзию Ш. Бодлера.

VIII.        Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

?             Поэзия Ш. Бодлера для меня оказалась…...

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: