Сочинение на тему – Осмысление Чернобыльской трагедии

  

ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ И ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В ПОЭМЕ И. ДРАЧА «ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ МАДОННА». Рождаются, рождаются малыши невидящие, с больным сердцем, пальчиками, которые срастались. За чернобыльские тучи, за украинское наше послушание - платят... В. Терн. «Меченые атомы». Художник нужный своему народу да и всему миру только тогда, когда он современный, когда его творчество идет по самому нерву жизни, когда она сливается с воплем его наций. «Чернобыльская мадонна» И. Драча слилась с криком не только народа Украины, а и с отчаянием всего человечества. Так как действительность была страшнее выдумку. 1986 год. «От Совета Министров СССР. На Чернобыльской атомной электростанции произошла авария, поврежден один из атомных реакторов. Употребляются мероприятия по ликвидации последствий аварии. Пострадавшим предоставляется помощь. Создана правительственная комиссия» («Известия», 1986, 30 апреля). А мое поколение в 1986 году только переступило порог школы. Прошло много лет. А ребят, которые сделали шаг к подвигу, нет. Не ведали они еще тогда, что огонь был не самым страшным врагом. Тот, другой, неизвестный, был страшнее - радиация. А может, не только радиация, а и убогость душ наших. Не научили, не уберегли, поверили без оглядки научному прогрессу.

Мы привыкли, что когда народ способный «разрешать вопрос огромной технической сложности, которая их к Чернобылю никто некогда в мире не решал», а если я вместо Чернобыля напишу Диканька, то что изменится? Почему такие разгневанные силы выбирают именно мою страну, что они хотели так страшно сказать этому нынешнему возрасту, от чего хотели всех нас предостеречь? И хотя у людей есть глаза - но они могут не видеть. Раскрыть глаза, разбудить сердце - такая задача поэмы И. Драча «Чернобыльская мадонна». Так как именно мать, рождая ребенка, рождает народ, будущее.

Украинская мадонна! Какая ты? Поэт хочет срисовать тебя такой, как рисовали «искусство на протяжении тысячелетий - от Рублева до Леонардо да Винчи, от Вышгородской Мадонны и к Сикстинской, от Марии Оранти и к Атомной Японке...» Этот образ - не бутафория, не украшение в канве сюжета. Из них он создает свою поэму, мысли тесно связываются с конкретными событиями, переплетаются и создают образ «святой силы всех святых» - образ украинской женщины - Чернобыльской Мадонны:

  • Ты старался писать о Ней - Она пишет тобой, Как ручкой, никчемным пером, как карандашом Суетливым и ошалелым, карандашом... Ты старался ее срисовать - она макнула тебя у слезы и ад, в кровь и ужас: краски такие ты осилишь? Отчаяния хватит? Веры достанет? А безнадежны? А проституированные лохмотья благосостояния? А отчаяния из того, как ты коллег своих сбивал молчанием своим?

 Уже из первых строк поэмы ощущаешь, что душа поэта «поймала» образ Мадонны на фоне атомной эпохи. Он подбирает такие точные слова, которые, кажется, только они способны донести в себе суть мысли. Пусть жестами. Но сказать должен. Один из центральных образов в мировой поэзии - образ женщины. Иван Драч последовательно развивает традицию нашей литературы, в частности традицию шевченковскую. В произведениях поэт не раз обращался к теме современной женской судьбы (стих «Стирка», «Баллада о дяде Гордея», «Троя яблок цыганок», «Баллада о бляхе» и прочие), и всегда образ женщины в его творчестве многоликий. Правда, в каждом конкретном случае поэт знакомился с жизнью конкретной героини. В своей скорбной песне поэт создал образ-обобщение. Здесь было что обобщать. И рассказ солдата из строительного батальона, и осмысление литературных сюжетов на тему Чернобыля, и раздумья во время открытого чернобыльского суда в закрытой зоне, и современные проблемы с «трагедиями физиков-лириков...» Это именно те центры, из которых составляется произведение. Именно из них тянутся, перекликаясь, линии драматических, этических, экологических, социальных, лирических и других событий, в которых так или иначе приоткрывается образ Матери. Вспомним названия разделов с их героинями: «Солдатская мадонна», «Трактористка», «Скифская мадонна», «Баба в целлофане - наша мать», «Бессмертна мать»... В каждой ипостаси мать проживает свою большую драму, драму реальной жизни. Не могу не привести отрывок:

  • Какой напиток ты в апрель тот пила,
  • Когда, зацветшая сыном, ты говорила,
  • От Ирода себя не уберегла -
  • Тебя накрыла та нечистая сила?!

После «проклятого года» в Чернобыльской зоне солдаты вырезают и «погребают» лес. Каждое утро выходя на работу, на песке они видят след босой женской ноги. Генерал думает, что это следы его матери, которая трижды убегала от сына из города в село. Сколько стареньких, гордых, бабушек осталось доживать в зоне - в своих домах, наполненных радиацией. Это уже не художественный вымысел поэта, а горькая правда, реальность. Жестокая их неблагодарность, глумленья над Матерью-Природой, которая всегда была такая добрая к нам в своей вечной, беспредельно терпеливой любви, Чернобыльская катастрофа оголила жгучие проблемы, которые мы скрывали сами от себя. Она рентгеном просветила мой народ и вынесла на поверхность язвы, которые не меньше разрушают человека, чем самая радиация. Находились и мародеры, для которых всенародное горе было «счастливой» возможностью, чтобы накормить свою ненасытную глотку. Так описал И. Драч этих извергов в своей поэме. А сейчас что изменилось? А ничего. Закончился суд, где на скамье подсудных были люди, которые занимали государственные должности. Моя память зафиксировала лишь некоторые фамилии: О. Озеров, В. Пантейлюк, Якушевский... Они набивали карманы «зелеными», продавая

 «липовые» справки об участии в ликвидации катастрофы столетия. Говорят, что такие деньги не приносят счастья! Когда же это для нас станет аксиомой?

Не только Иван Драч в своем творчестве обратился к чернобыльской трагедии, но так ее осмыслить и суметь воссоздать словами с современных поэтов, наверное, не смог бы никто. Так как он - художник, которому «нет скованных норм. Он - норма сам, он сам в своем стиле». Скорбная песня нашего поэта поможет остановиться, взглянуть вокруг и ответить хотя бы себе на его риторические вопросы:

  • Это мы дожились, нет где правды:
  • На человеческие души упала уже напасть.
  • Идти туда и нигде рвать цветы.

Учимся всесторонне осмысливать, проверять на надежность, человечность, на нравственность или безнравственность данайские дары ХХ столетия, так как пришла наша очередь.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: