Сочинение на тему Герои новелл Василия Стефаника

  

Творчество Василия Стефаника - оригинальное явление мирового уровня. По словам Франко, Стефаник - «может, наибольший артист, который появился у нас со времен Шевченко». Друг и земляк Василия Стефаника М. Черемуха, называя его «поэтом мужицкого отчаяния», точно определил основной тематический интерес В. Стефаника - украинское, а точнее, галичское крестьянство. Глубинный реализм и психологическая углубленность, исключительная честность и художественное совершенство - таковы основные черты творческого задела этого прозаика. Сознавая потребность в честнейшем писательском слове, достойному тех, что «кровь красную льют в черную землю», полагаясь прежде всего на жизненную правду и силу фактов, писатель целиком входил в чужую жизнь, растравляя свое сердце чужой болью. Возможно, в этом секрет немногочисленности новелл писателя, лаконизма и точности его слова. Беда и отчаяние галичского села на изломе столетий «коротко, сильно и страшно» отображена писателем в новелле «Каменный крест». В ней трагедия безземельного крестьянина представлена на таком драматическом срезе, как распродажа родного гнезда и эмиграция в поисках хлеба и работы в далекую Канаду. Изображая историю жизни сельского бедняка Ивана Дидуха, который, как итог всех своих сверхчеловеческих усилий, имел лишь каменный креста на песчаном холме, прозаик размышляет над теми моральными факторами, которые создают духовную сущность человека, и прежде всего - над проблемой моральной оседлости, связи с родной землей. И чтобы увековечить эту связь, Иван ставит по себе и по своей жизни каменный крест. Канада для него равнозначна смерти. Избегая подробных описаний, писатель подбирает такие детали, с помощью которых проникает к глубочайшим глубинам человеческой души. Пьяный танец как признак сумасшествия, прадавняя песня об осенней листве как психологический прием для усиления трагизма ситуации, каменный крест как символ титанической работы и погребение человека заживо - это те художественные средства, которые не только углубляют драматизм общего рассказа, а и несут надтекстовую информацию, привнесенную читателем.

Своеобразную «мелодию смерти» создает В. Стефаник и в новеллах «Похороны», «Озимь», «Одна-одинешенька», материализуя ощущение человека, который живет последний час. Человек жив до тех пор, считает автор, пока не угаснет в нем сознание того, что он человек.

  • Вот старая баба, «синяя, как пуп» в неотопленном доме, в полнейшем одиночестве ждет святого вечера на печи, посреди груды отрепья («Святой вечер»).
  • Вот несчастный Данил несмело заглядывает к господским воротам, надеясь продать господину свою силу, самого себя, так как четверо детей требуют есть («Мать»).
  • Отец не рад новому ребенку, так как «то не люди, а то нищие плодятся», а несчастная мать, умирая, поет детям предсмертную песню: «в слабом голосе выливалась ее душа и потихоньку падала между детьми и целовала их головы» («Кленовые листочки»).
  • Отец, везя безнадежно больную дочурку к врачу, ставит в укор ей ее болезнь, так как «лучше уже отвести на могилу да и забыться» («Катруся»)...
  • Такой мир героев Стефаника. Не моральное вырождение, а нечеловеческие условия существования толкают иногда его героев к страшным поступкам, как, например, Григория Летающего («Новость»), который, не в состоянии смотреть на страдания голодных и холодных своих детей, решил их утопить.
  • Искалеченные жизнью, затурканные бедой и безысходностью, герои Стефаника имеют внутреннюю мораль. Даже когда тело стынет от стужи и голода, в душе тлеет искра надежды, которая сдерживает от потери человеческого подобия. Утопив одну дочурку, Григорий Летающий дает другой палку, чтобы оборонялась от собак, советует, как уберечься от зла и жить дальше. «Дрожала на печи... и головой в стену била», и, вспомнив, что святой вечер, старая баба обращается к груше за окном: «Колядуй мне, грушенька, колядуй, так как никто мне этого вечера не заколядует, ...лишь ты...» («Святой вечер»).

Свет от величия маленького человека у Стефаника такой мощный, что его невозможно не заметить. Вопреки всему писатель не теряет оптимизма. И оптимистичное звучание наполняет его творчество особым содержанием, предопределяя вечную современность его слова.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: