Сочинение на тему Новаторство И. Карпенко-Карого драматурга

  

Основные свои произведения И. Карпенко-Карий писал в 80-те года XIX столетия, в то время, когда в обществе произошли глубокие изменения, приобрели развитие новые, капиталистические, отношения. Началось интенсивное расслоение общества на классы, которое дало о себе знать и на Украине. Новые явления тогдашней жизни в в самом полном и характерном их проявлении Карпенко-Карый изображает в своих произведениях очень убедительно. Не порывая с национальной театральной традицией (так как в центре так же остается народная жизнь и народные типы), он все же таки выводит украинскую драматургию из круга домашних, личных проблем, главное внимание сосредоточивая на общественных вопросах и настроениях, на экономическом развитии народной жизни. Новый материал требовал новой жанровой формы. Карпенко-Карый обращается к жанру «серьезной комедии», обогатив не только идейно-тематическую, а и жанровую палитру украинской драматургии.

Новые социальные типы изображены драматургом в таких пьесах, как «Бурлака», «Сто тысяч», «Хозяин». Все они представляют яркий тип «хозяина». Старшина Михаил Михайлович, Михаил Окунь и сам Пузырь - это разные лица многоликого общества, типы новых хозяев, которые соответственно своему капиталу находятся на той или другой ступени социальной лестницы. Но если первые два только ступили на тропу наживы, а Мошна орудует тысячами, хотя и не вышел еще из мужицкой «линии», то Пузырь владеет большой капиталистической машиной с сотнями наемных работников. Фигуры новоявленных пузырей и мошон обрисованы автором во всей оголенности их «коммерческих» интересов, жизненных намерений и действий. Процессы наступления капитализма на село, его могущественная и разрушительная сила изображена в «серьезной комедии» «Хозяин». Основным объектом изображения послужило «хозяйское колесо» миллионера Пузыря, которое «одних давит, а другие проскакивают». Оно охватывает всю систему тогдашнего капиталистического хозяйства. В его круговерть подхвачены и хозяева жизни, и их подручные, и честные глупые, что не могут прижиться в царстве хищников, и «дешевые рабочие», что наконец пробуют, хотя и напрасно, бороться с непобедимым наступлением капитала.

Автор прослеживает весь механизм этого «колеса», законы, логику и философию жизни тех, кто его крутит. В этом мире все продается, даже интересы ближнего. Для Пузыря нет «ни стыда, ни чести», он неразборчивый в средствах достижения наживы - «лишь бы барыш, то все можно!» Единственное, что может противостоять ему, - это такая же «дикая, страшная сила». По таким же законам и морали живут и подручные Пузыря. «Из всего... надо пользу вытягивать, хотя бы и зубами пришлось тянуть, тяни!» - такой девиз их существования. В обществе эксплуатации и наживы такое поведение не только оправдывалось, а и узаконивалось. И, конечно, лишь относительно «хозяев», хозяев жизни. Такой обнаженной социальной критики и такого острого разоблачительного пафоса до Карпенко-Карого украинская драматургия не знала. Новаторскими были и авторские выводы, изображенные в драме. Они звучали не прямо, а опосредованно, через систему характеристик и сюжетных ситуаций. Эти выводы приемлемы и для сегодняшнего дня, настолько полно анализирует автор процессы, изображенные в пьесе.

Новаторство Карпенко-Карого дополняется и новизной формы. Это «серьезная комедия», которая характеризовалась отсутствием развлекательных сценических трюков, клоунады. Комизм образов и ситуаций достигается с помощью слова. В центре внимания - не действие, а мысль, переданная в диалоге, разговоре или отдельной реплике. Для драмы предыдущего времени это было непривычным. Новаторство Карпенко-Карого сказалось в том, что он топтал свою тропу в литературе, первым выступив за границы упроченного шаблона. Художественная полноценность литературного произведения, как известно, показывается в том, что жизненные ситуации и человеческие типы изображаются в нем неоднозначно, с разных сторон, так как неоднозначной, многогранной является и сама жизнь. Именно так и нарисован образ Терентия Гавриловича Пузыря - главного персонажа комедии «Хозяин». Итак, смех - иронический, пренебрежительный, а то и уничтожающий является основным приемом характеристики ситуаций и образов, прежде всего Терентия Пузыря, землевладельца-миллионера. Драматург воссоздает разные этапы жизни, вехи взлета этого «прирожденного хохла», ловкого и хитрого мужика. Сначала он был хозяином «со средним благосостоянием», а со временем стал миллионером. У Пузыря - «княжество, целое княжество»: несколько экономий, десятки тысяч овец, сотни наймитов. Чтобы нажиться, достичь овеянного мечтой богатства, Пузырь готов на все: на беспощадную эксплуатацию, обман и даже правовое преступление. Он «рвал, где только можно сорвать». Но это передвижение по ступеням социальной лестницы не было стихийным, необдуманным. Определив жизненные ориентиры («хозяйство или смерть» - такой девиз), Пузырь стал стратегом и тактиком политики обогащения. Для него что-нибудь имеет значение только тогда, когда оно дает прибыль. Даже будущий муж единственной дочери для Пузыря не зять, а живые деньги, поэтому и хочет Пузырь отдать Соню не за «учителишку» Калиновича, а хотя и за неграмотного, тем не менее богатого помещичьего сына.

Он заражен идеей обогащения, как бациллой, которая наконец подтачивает его жизненные силы. Терентий Гаврилович чрезвычайно скупой не только для своих наймитов, а и для себя самого. Комический финал жалкого существования Пузыря является логическим завершением его жизненного кредо - «хозяйство или смерть». Искалеченного хозяина, который погнался за гусями и отбил почки, Феноген приказывает слугам перенести из поля домой таким образом: «Берите те носилки, что гной выносят из конюшни, и бегом туда...» Тем не менее, есть в поведении, характере Пузыря и то, что привлекает, чему нельзя не симпатизировать. Это, прежде всего, трудолюбие, что и помогло Пузырю: «Я сорок лет недоедал, недопивал, недосыпал, кровью моей окраплена каждая копейка...»; «я всю молодость провел в степи», «из степи не вылазил». Это выступает вперед крестьянский характер Пузыря, его невероятная трудоспособность. Заметив, что «одна овечка, из последних, беленькая с курдючком, имеет раненный хвостик; вторая, хорошенький лоб, ковыляет на правую заднюю ножку», больной Пузырь беспокоится не о себе, а об искалеченных существах, так как ему «жаль  потери скота». Именно так, прежде всего, жаль скот, а уже потом потери денег.

Из-за своего деструктивного бизнесменского азарта Пузырь без толку потратил свою жизнь. Но тот из пузырей и мошон, кто спланирует свою жизнь по-иному, и детей в гимназиях выучит, и сам цивилизуется, облагородит свою грубую и хищную натуру и поставит себе на службу всех и вся - в перспективе будет одной из крупных фигур капитализма... Именно к таким раздумьям и возвращает нас И. Карпенко-Карый.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: