Сочинение рецензия: О романе Трифонова «Нетерпение»

  

В романе "Нетерпение", посвященном судьбе Андрея Желябова, его личность ярко высвечивает образ времени, эпохи. Нетерпение - психологическая особенность, во многом определяющая поведение героя. Нетерпение - характерная особенность эпохи в целом. Нетерпение становится причиной обращения к тактике террора. Нетерпение подвигает революционеров на громадные жертвы, делает их убийцами и мучениками одновременно. Незаметно происходит искажение нравственных ценностей, утрата подлинно человеческого отношения к жизни и людям. В судьбе Андрея Желябова этот процесс начинается разрывом с семьей, своего рода жертвой на алтарь народной революции.

Историческая концепция Ю. Трифонова развивается в сложных полемических отношениях с художественным миром "Бесов" Достоевского. Проблема политического терроризма глубоко волновала  автора "Нетерпения". Трифонов показывает невольное, но неуклонное сближение героев "Народной воли" с нечаевщиной, которую они первоначально отвергали.  К вопросу о правомерности и цене революционного террора Трифонов вернется в небольшом эссе "Нечаев, Верховенский и другие", еще раз подчеркнув и сделав очевидной связь с Достоевским.  Условно-символический образ музы истории - Клио-72 (1972 - год написания повести) органично вписан в художественную ткань романа. Объективная, беспристрастная оценка происходящего достигается благодаря этой авторской находке. Составной частью излюбленной Трифоновым полифонической композиции являются голоса - рассказы и размышления участников событий много лет спустя, когда ярче и яснее высвечивается смысл многих идей и поступков.

Скрытой канвой повествования о народовольцах становятся христианские идеи.

  • "Крещен в православии, но православие отрицаю, хотя сущность учения Иисуса Христа признаю... - говорит Андрей Желябов на суде. - Я признаю, что вера без дел мертва есть и что всякий истинный христианин должен бороться за правду, за права угнетенных и слабых, и если нужно, то за них и пострадать: такова моя вера".

Составляющая основу христианского мировоззрения идея избавления мира от страдания роднит произведение Трифонова и с романами Достоевского. На похоронах великого писателя Желябов думает о том, что "ненависть у них к одному - к страданию... Только он-то хотел - смиреньем победить, через тысячелетия, но ведь никакого терпения не хватит"  Касаясь мучительного для народовольцев вопроса о праве на кровь, Трифонов создает сложный образ царя, на которого готовится одно покушение за другим, изображая его человеком со своими сомнениями, недостатками, страданиями, страхом, со способностью любить и желанием жить.  Нетерпение, наивная вера в мгновенную переделку мира путем убийства одного человека оказывается причиной гибели революционеров-террористов и бесплодности движения в целом: "Громадная российская льдина не раскололась, не треснула и даже не дрогнула. Впрочем, что-то сдвинулось в ледяной толще, в глубине, но обнаружилось это десятилетия спустя".

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: