Социальные романы Гамсуна

  

Гамсун (настоящее имя - Кнут Педерсен) прославился романом «Голод» (1890), который поразил читателей изображением страданий голодающего человека. Сенсационным успехом пользовались любовно-психологические романы Гамсуна, написанные в 90-е годы («Мистерии», «Пан», «Виктория»), Любовь часто предстает в них как взаимное мучительство. Лейтенант Глан (в романе «Пап») и другие герои Гамсуна становятся в какой-то мере воплощением ницшеанской «сильной личности», стоящей выше добра и зла.

У Гамсуна были попытки создать остросоциальные книги. Интересен в атом отношении его роман «Редактор Люнге» (1893), отчасти написанный в традициях Бьернсона. Гамсун дает образ редактора популярной газеты, который в погоне за сенсацией копается в частных делах сограждан и, не задумываясь, разрушает чужие йШЗНЛ и репутации во имя выгоды.

К конце 30-годов Гамсун создал драматическую трилогию, в которой мнимая идейная значительность и проповедь непреклонности прикрывает реакционную идеологию. Трилогия посвящена философу Ивару Карено, охватывает 20 лет его жизни. В нее входят драмы «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1898) и «Вечерняя заря» (1898).

Ивар Карено обнаруживает исключительную твердость духа в защите своих взглядов. Он терпит нужду, ого травят университетские профессора, издатели отказываются напечатать его книгу, наконец, от него уходит жена, а его имущество описывают за долги. Создастся впечатление высокой принципиальности Ивара Карено, его радикализма. На самом деле взгляды, которые отстаивает Карено, антигуманистичны, реакционны. Это разновидность ницшеанства, апология войны и эксплуатации. Ивар Карено восклицает: «Я верю в прирожденного властелина, в деспота по природе, в повелителя, который становится вождем кочующих орд! Я верю в возвращение величайшего террориста, квинтэссенцию человека, Цезаря!.. Я осмеиваю вечный мир и призываю войну, нечего заботиться о сохранении скольких-то жизней!»

И, отстаивая подобные взгляды, Карено проявляет стойкость и самоотречение! Бессмысленность такой ситуации вскрывает Плеханов в своей статье «Сын доктора Стокмана». Плеханов видит в пьесе Гамсуна колоссальную литературную ошибку: нельзя рисовать великое самоотвержение во имя человеконенавистнических идей. «Карено обнаруживает замечательно хорошее качество, стремясь к замечательно дурной и вдобавок к совершенно нелепой цели», а это сама по себе большая художественная ошибка писателя.

В третьей части трилогии («Вечерняя заря») Карено капитулирует перед общепринятыми либеральными взглядами. Но это вовсе не крах человеконенавистнических идей, не переход героя на позиции гуманизма: Гамсун по-прежнему преклоняется перед ницшеанскими идеалами, а поведение своего героя рисует именно как позорную капитуляцию.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: