Социологический принцип в характеристике личности человека в «Пиковой даме»

  

В 30-е годы реализм Пушкина развивается на основе все более глубокого понимания поэтом социальной типичности человека, его классовой обусловленности. Историзм: сочетается в реализме Пушкина с оценкой роли общественных различий, имеющих огромное значение для формирования личности человека, его образа мыслей. Социологический принцип в характеристике личности человека и общественной среды в прозе Пушкина особенно ощутим, уже в «Пиковой даме», написанной в 1833 г. во вторую болдинскую осень.

«Пиковую даму» Пушкин сам читал своему другу П. В. Нащокину, который впоследствии рассказывал П. И. Бартеневу, что «главная завязка повести не вымышлена. Старуха графиня - это Наталья Петровна Голицына, мать Дм. Владимировича, московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже, в том роде, как описал Пушкин. Внук ее, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. «Попробуй»,- сказала бабушка. Внучок поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести все вымышлено». По свидетельству самого Пушкина, повесть имела большой успех. «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза»,- записывает он 7 апреля 1834 г. в своем дневнике.

В повести звучит новая в русской литературе тема большого города с его социальными различиями.

Содержание «Пиковой дамы» относится к началу 30-х годов. Как и в ряде других реалистических произведений Пушкина, в повести дан облик различных социально-исторических культур: XV в., воплощенного в образе старой графини, в ее воспоминаниях, время самого поэта, время упадка русской аристократии, прожигающей жизнь, развития буржуазных отношений и власти денег и появления разночинной интеллигенции, представленной Германном. Германн остро чувствует свою социальную ущербность и вместе с тем свое внутреннее превосходство над беспечными прожигателями жизни из среды аристократической молодежи. Для Германна деньги - это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности, он честолюбив и загадочен и, по словам Томского, «лицо истинно романтическое - у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Германновский индивидуализм, тема губительного влияния золота на человека - все это черты новых, буржуазно-капиталистических отношений, вторгшихся в русскую дворянско-крепостническую действительность. Пушкин проницательно угадал порождаемые ими психологические драмы. Вместе с тем нарисованные в «Пиковой даме» картины быта столичного дворянского общества близки к изображению легкомысленных нравов клонившегося к упадку французского высшего общества времен регентства («Арап Петра Великого»).

Социальная коллизия «Пиковой дамы» была не только русским явлением: еще острее она проявлялась на Западе, во Франции периода Реставрации, где большие успехи сделало развитие капитализма, но политически продолжалось господство дворянства, а молодежь из разночинной среды должна была пробиваться в жизни вопреки аристократическим предрассудкам и привилегиям. Такова трагическая, как у Германна, судьба Жюльена Сореля из романа «Красное и черное» Стендаля, который был знаком Пушкину, одобрившему роман за его реализм.

Сам Достоевский восхищался тонким анализом, с каким Пушкин прослеживает все душевные движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение. С огромной силой выявилась в «Пиковой даме» глубина и вместе с тем строгость пушкинского психологического анализа, стройность и логичность фабулы, драматизм без всяких нарочитых эффектов, присущих романтической повести 30-х годов, точность и лаконичность стиля.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: