Сонеты Шекспира, раскрытие восприятия любви в сонетах

  

Начать следует со слов Иоганна Вольфганга Гете: «Имя и заслуги Шекспира принадлежат истории поэтического искусства , и было бы несправедливо относительно всех драматургов всего старинного и нового времен усматривать всю его заслугу лишь в деятельности его в области театра» (Из статьи «Шекспир, и края ему нет»). Искусство Шекспира как поэта, прежде всего, связано с сонетом, старинной за происхождением формой стиха из 14-ти строк. Возник сонет в XIII ст. в Италии. Расцвет его - это творческие заделы Данте и Петрарки. В эпоху Возрождения сонет  постепенно приобретает признание в других странах Европы: во Франции, где прославился Пьер Ронсар, который написал около 700 сонетов; в Испании, Португалии, Англии, Польше. Следует отметить, что в Туманном Альбионе сонет победил в XVII ст. Всемирную славу получили сонеты Данте, Петрарки, Камоенса, Ронсара, Мицкевича.

Особое место среди приверженцев сонета занимает В. Шекспир. Шекспировский сонет (или английский) имел простейшую композицию, чем итальянско-французский. Он состоял из 3-ех четверостиший (катренов) и 1-го двустшия (дистиха). Первый катрен излагал основную тему сонета, второй давал определенное развитие этой теме, а третий приближал развязку. Две последние строки сонета завершали произведение выводом. Но следует указать, что англичане, в частности Шекспир, не всегда придерживались такой композиции.

Сонеты Шекспира является мировым шедевром и, безусловно, высочайшим достижением лирики эпохи Возрождения. Литературоведы считают, что толчком к замыслу цикла с 154 стихов было знакомство Шекспира со сборником сонетов Сидни «Аристофель и Стелла», который был опубликована в 1591 г. по смерти автора. Писал свои сонеты Шекспир для элитарного круга знакомых, среди которых были титулованы лица. Поэтому они не печатались. Но почитатели поэзии постепенно узнали о них, так как распространялись их так называемые «рукописные» издания. В конце концов - в 1609 г. они появились печатью и с того времени стали достоянием мировой литературы.

Еще до сих пор остается открытым вопрос, кто прячется за этими инициалами. Большинство склоняются к версии, что это инициалы или графа Генри Ризли Саутгемптона,  или графа Вильяма Герберта Пемброка. Существует версия, что это инициалы оксфордского студента Генри Виллоуби, который в 1594 г. выпустил в мир поэму о несчастливой любви. Но все версии слишком неустойчивые, так как у Шекспира было немало друзей, имена которых поглотили столетия истории. Или эти инициалы могли принадлежать какому-то ловкому и вороватому мистеру, который раздобыл рукопись сонетов и без разрешения Шекспира передал издателю Томасу Торпу, который в свою очередь нарушил авторское право: выдал сонеты, даже не сообщив об этом их творцу. Тогда литературное пиратство приобрело неслыханные размеры.

Итак, количество сонетов в сборнике было Шекспиром лично не определено. «Сколько всего он их написал, пока не известно, а в напечатанном сборнике их было 154. Большинство из них (1-126) посвящены другу. Сонеты 127-154 (их 28) посвящены загадочной «смуглой леди». Эти группы стихов связанные между собой определенным сюжетом: прекрасный юноша, безусловно, друг поэта, обольстил любимую женщину поэта - «смуглую леди», а и вдобавок отдал свою благосклонность другому поэту. Итак, и дружба, и любовь понесли потери. Но поэт (лирический герой) проходит через все испытания жизни, жестокие и безжалостные, непокоренный духовно. Собственные беды, страдания помогают ему понять душевные мучения других, увидеть общественные пороки. Идеалы лирического героя разбиты. Он в отчаянии. Но находит в себе силы продолжить жизнь во имея неверного друга, чтобы не оставить его один на один с миром, где властвует зло. Итак, дружеские отношения для лирического героя - больше всего.

В 66-м сонете очерченный нерешенный конфликт между лирическим героем и обществом, в котором властвуют жестокость и несправедливость, что является следствием бездуховности, культа золота, безбожности. Ощущая безысходность, отчаяние, лирическое герой, утомленный переживаниями, умоляет о смерти. Но вместе с тем желанная смерть угрожает ему потерей того, что есть самым святым  в его сердце, - чувство любви. И лирический герой ради этого чувства продолжает жить, обрекая тем самым себя на новые страдания. Он не в возможности разорвать запертую цепь в отличие от героя трагедии «Гамлет, принц Датский», с которым иногда сравнивают его. Параллель между 66м сонетом и монологом Гамлета «Быть или не быть ...» очевидная. Не случайно украинский переводчик Д. Паламарчук использует в переводе сонета и переводе монолога немного близкую лексику, а также - слова одного синонимичного ряда.

 Шекспир оставил по себе немало тайн, одна из которых: кто является прототипом прекрасного юноши и кто вдохновил поэта на создание образа «смуглой леди»? Относительно юноши литературоведы почти в один голос выдвигают допущение, что прототипом его могли быть или граф Саутгемптон, или граф Пемброк, особенно - первый, который был покровителем Шекспира.

Относительно «смуглой леди», то большинство исследователей считают, что прототипом могла быть Мэри Фиттон - возлюбленная графа Пемброка. Она не была аристократкой, но была определенной мерой аристократкой духа. Шекспир, который часто бывал в лондонских апартаментах графа, не мог не обратить внимания на Мэри и не прийти в восхищение ее тонким умом и изысканностью манер. Версия, выдвинутая Т. Тайлером в 1890 г., так понравилась английскому драматургу XX ст. Бернарду Шоу, что он избрал Мэри Фиттон на «роль» героини своего героического скетча «Смуглая леди сонетов» (1910). Которой же была избранница поэтового сердца?

В сонете мастерски создан портрет «смуглой леди». Он отличается от традиционных «портретов» героинь сонетов, которые писали тогдашние английские поэты, последователи (так они себя называли) итальянца Франческа Петрарки. Как правило, они изображали ангело-подобную красавицу с едва не золотым волосами, с белоснежным лицом, горделивую, неприступную. Она была искусственной. Шекспир бы не был Шекспиром, если бы не создал образ живой женщины. Красота ее была земная, но именно и это пленило поэта. Она была смуглая, брюнетка, с обычной походкой, с обычным голосом. Но поэт полюбил ее, и она стала прекраснейший женщиной на земле.

К сожалению, любовь лирического героя оказалась не счастливой. «Смуглая леди» разбила его сердце, принесла страдание. Она предает любовь, лирический герой в отчаянии. Лирический герой сонетов испытывает двойное бедствие. «Смуглая леди» отдала предпочтение юноше, которого лирический герой считал своим другом. Душевные страдания достигают высочайшей точки. Но поэт не в возможности приказать своему сердцу окаменеть. Оно в плену «смуглой леди».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: