Современная автобиографическая проза

  

В. Солоухин и О. Берггольц рассказывают историю жизни человека от детства до зрелости, повествуют О людях, его окружающих, об идеях, пробуждающих мысль, формирующих душу, о природе. Духовное развитие в изображении О. Берггольц драматично: оно идет через подъемы и спады, утраты и открытия. В «Дневных звездах» таким светом, озаряющим весь путь от детства до зрелости, стали для героини идеи революции, воспринятые ею в юности романтически, влекущие к себе героиню, пробуждающие в ней негаснущее требовательное желание соучастия в происходящих событиях.

В революции заключен целый мир идей, понятий, помыслов и действий. Она величественна и конкретна, поэтична и повседневно обычна, прекрасна, возвышенна и реальна: пионерский сбор, комсомольский субботник, первое выступление в газете, так поразившая весь мир стойкость ленинградцев в блокадные месяцы. Для героя В. Солоухина высшим нравственным и духовным стимулом, главной идеей становится возникшее в детстве, сначала еще не осознанное, чувство родины. Это ошеломившая ребенка красота древнего города, эмоционально-приподнятое, почти благоговейное ощущение прекрасного в окружающей природе. Чувство привязанности к родной земле, возникшее в глубине души, - первооснова лирического мировосприятия подростка и юноши. Книги В. Солоухина и О. Берггольц дополняют одна другую, вовлекая в круг поэтического изображения разные стороны « действительности, факты биографии личности, общественной жизни в конкретно-исторические периоды; повествование в них окрашено индивидуальным чувством, проникнуто аналитической мыслью.

Возникновение лиризма в произведении зависит от индивидуального типа творчества, а следовательно, склада мышления и мировосприятия писателя, часто тяготеющего к изображению сферы эмоциональной, к анализу внутренней жизни. В речевом строе лиризм выражается в специфическом отборе элементов снова, в синтаксисе, лексике, которые вместе окрашивают повествование субъективно-эмоционально, отражая патетику, или передают откровенные чувства.

В «Последнем поклоне» (1960-1978) В. Астафьев видит свою цель в том, чтобы в уходящем мире старших поколений деревни раскрыть начала прекрасного и творческого, причастность к которому формирует характер и духовный мир молодого героя. Эта мысль, организующая содержание и стиль произведения, присуща многим повестям и романам 60-х годов, например «Липягам» С. Крутилина, «Кострам детства» В. Закруткина. Она характерна и для рассказов В. Белова, В. Шукшина.

В повести В. Астафьева крестьянская жизнь рисуется в устойчивых, издавна сложившихся формах и обиходе. Вполне закономерно, что центральным в повести становится образ бабушки Катерины Петровны, олицетворяющей нравственность, мудрость, доброту и силу ушедшего в прошлое поколения крестьян. Бабушка просто и образно открывает ребенку окружающий мир, его законы («Зорькина песня», «Деревья растут для всех», «Конь с розовой гривой» и другие новеллы). Любовь человека ко всему живому, вера в незыблемость справедливости и добра, в их конечное и неизбежное торжество - эти нравственные понятия старой крестьянки являются свидетельством жизненности трудовой традиции. Как образы-притчи, хранящие еще древний антропоморфизм мышления, они входили в сознание человека новой эпохи, пробуждая творческое начало.

Решающее влияние на формирование характера героя, человека с отзывчивым на все прекрасное сердцем, добрым, стойким в беде, в испытаниях войны, оказывает окружающая крестьянско-колхозная среда 20 -30-х годов. В книге как бы исследуется природа доброты - качество народного характера, развивающегося в конкретных социально-исторических условиях, являющего собой и в самые горькие годы всеобщего бедствия бескорыстие, щедрость и красоту. Война, которая «гремит везде и всюду», рисуется в образе горя-злосчастия, всенародной беды; ей противостоят единство людей, их активность, стойкость, взаимопомощь. Эта общность осознается героем как мощная духовная сила. Реальность суровой военной зимы 1941/42 г., обнажая остроту переживаний героя, помогает ему понять силу солидарности, неразделимость личной судьбы с народной.

В. Астафьев отмечал, что в «Последнем поклоне» его деревенский личный опыт воплотился наиболее эмоционально. Но ««Последний поклон» - вещь ни деревенская, ни городская, она всякая...». Повесть В. Астафьева синтезирует проблемы своего времени, понятые с высоты опыта и знания жизни уже сложившегося писателя. В ней изображаются история формирования личности в общении с людьми и природой, драматизм познания действительности, жизнь отзывчивого сердца. Все это делает повесть В. Астафьева самобытным явлением современной прозы. Своеобразным продолжением повести о детстве и отрочестве нашего современника можно считать повести В. Астафьева «Звездопад», «Кража», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба».

В замысле и воплощении характера молодого человека, в истории его развития у В. Астафьева нельзя не заметить связи с традицией М. Горького. Концепция народа у Горького в автобиографической трилогии и связанных с нею циклах произведений отражает исторически объяснимые противоречия бытия и сознания народа. Чуткий, отзывчивый на все доброе, но восстающий против жестокости, невежества, предрассудков герой Горького острее видит отрицательное в окружающих людях, и в частности в крестьянском характере, он склонен обличать деревню, сосредоточившую в своем житье-бытье анархизм, собственнический эгоизм и темные, дикие предрассудки, опутавшие разум крестьянина. Естественно, что деревня конца 80-х годов прошлого века - явление крайне противоречивое. И хотя впечатления, наблюдения, выводы героя Горького, корректируемые автором в первые годы революции, нельзя считать исчерпывающими, мысль о судьбе народной цементирует разнообразное содержание автобиографической трилогии, определяя историю роста, формирования характера героя. Глубокий, последовательный интерес советских писателей к судьбам крестьянства в революции - явление закономерное, обусловленное историческим развитием России, содержанием социалистической революции и ее целями. Обратившись к жизни деревни, В. Астафьев продолжил тему, традиционную для русской литературы, но существенно то, что в его книге деревня рисуется пореволюционная, в ней уже утвердилась Русская власть, формируются новые отношения. Деревня 20-х годов преобразования - деревня Катерины Петровны, Дарьи Митрофановны, тетки Августы, дяди Левонтия, увиденная сиротой, окруженным жалостливым вниманием и милосердием, подростком, еще не ведающим классовой природы противоречий,- явление художественно новое, весьма примечательное исторически и социально.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: