Сравнительная характеристика Устины и панночки

  

Сочинение сравнение по повести М. Вовчка «Институтка». «Институтка» - это первая в украинской литературе социальная повесть, глубоко реалистическое произведение о взаимоотношениях между крепостными и господами. Писательница показала невыносимое положение крестьян, что является следствием жестокости и бездушности крепостников, изобразила нарастание народного гнева, мораль господ и трудового народа, залог тогдашнего образования. В повести Марко Вовчок противопоставила образы девушки Устины и молодой госпожи. Название произведения наталкивает нас на мысль, что главный герой - просвещенная помещица. «И что же то за хорошая из лица была! Кажется, и не срисовать такой красоты!» - это впечатление от внешности панночки. Но это эгоистический человек, который ощущается, например, в сцене отбора институткой наймички. Этим контрастом между внешним и внутренним видом панночки автор изобразил разногласие между опрятностью, внешней культурой подавляющего большинства дворян и их мерзким нутром.

Сюжет повести свел институтку и Устину. Рассказ об и события в повести ведет Устина. Это простая крестьянская девушка. «Я веселая», - говорит она о себе. За характером она кроткая и жизнерадостная. Девушка всем желает добра и счастья. ее душа открыта ко всему прекрасного. Устина любит солнце, цветы. ей хочется вырваться из неволи: «Весело видеть степь, поля красные... Любо на воле дохнуть! Когда бы воля, запела бы...» Но Устина только виднеется о свободе, она покорная господам, терпеливо износит издевательство капризной институтки. Даже после того, как панночка ее побила, она не держит злая на нее, а только испытывает удивление. Добрая девушка все прощает. Устина от природы умна, наблюдательная и трудолюбивая. Она близко к сердцу берет страдание друзей и старается им помочь. Эта неграмотная крестьянка тонко воспринимает окружающую природу: «Ветерок принесет в окошко мне ароматная сирень...» Устина очень любит детей. Она искренне и глубоко любит парня Прокопа. Хотя супружеская жизнь в тех условиях ей полного счастья не принесло, но стало легче: «Сойдешься с ним - и любо; все бедствие забуду...»

Институтка - морально ограниченный человек. Она считает, что, кроме французского языка, музыки и танцев, ничего не нужно в светском обществе. Все другие предметы называет ерундой, а обучение - мучением. Она почти гордится своим невежеством. Интересно, как эта девушка собирается жить с пустой главой и холодным сердцем? Заискивая к бабушке, панночка выпрашивает «по новой моде нарядов хороших», уговаривает устраивать банкеты и приглашать богатых баричей. Она виднеется удобно выйти замуж, иметь свое имение и быть полновластной хозяйкой. Вдруг институтка влюбилась у полкового врача. Но это «любовь» было капризным с самого начала. Молодая помещица проявила сухой и точный расчет в чувствах. На хуторе она показала себя жестоким, своевольным и злым эксплуататором. Неограниченность власти над крепостными подогревала ее деспотизм, а жадность переходила в скупость. Психологическую характеристику институтки дополняет ее язык, который бывает грубой и бранной при обращении к крепостных: «Чего сунешься?». Типичный образ Устина - это типичный образ крепостной, поэтому ее индивидуальные качества объединенные с чертами, характерными ля большинства крепостных: покорность, доброта, моральная чистота. Институтка является типичным образом крепостницы. Почти все помещики были жестокими, своевольными, бездушными. Марко Вовчок доказывает, что даже просвещенный крепостник был эксплуататором.

Женщины-Матери, надорванные непосильной работой, болеют, сходят с ума. их разлучают с мужчинами, детьми, которые приводит к большим страданиям и гибели в тяжелых условиях работы, бесправие. Если в первых рассказах автор будто бы не осмеливается предоставить своим героям права голоса, права бороться за свою свободу. За свою волю героиня борется вплоть до гибели, тогда как женщины в ранних рассказах и гибнут не в борьбе. В образе Насти воплощено стремления народа и к лучшей жизни, неудержимое желание порвать оковы крепостничества, и невыразимая жадность к воле. Идея раскрепощения крестьян раскрыта Марко Вовчком в повести «Институтка». В этой повести писательница изображает типичные картины крепостнического угнетения. Темой произведения есть не только изображение тяжелых условий жизни крепостных-крестьян, а и нарастание народного гнева, показ стихийного протеста против угнетателей. Продолжая антикрепостнические традиции, Марко Вовчок оправдывает и прославляет свободолюбивые поступки крепостных-протестантов. Писательница отобразила большую силу народа, его стремление к освобождению.

В повести «Институтка» Марко Вовчок срисовала яркие образа крепостных-крестьян, которые стали на путь борьбы против господ. Но не все они способные выступить против господ- крепостников. Писательница создала разные характеры, разных людей, которые по-разному вели борьбу против угнетателей, но они оказывали содействие своими выступлениями отмене крепостничества. В словах Устины, в которых она все время высказывает своя боль за судьбу крепостных, воплощены расположения духа закрепощенного крестьянства.

«Институтка» - это первая в украинской литературе социальная повесть, глубоко реалистическое произведение об отношениях между господами и крепостными. Писательница с большой правдивостью срисовала тяжелое положение крепостных и разоблачила и осудила паразитический образ жизни тогдашнего панства. Лучше всего это показано на образах Устины и панночки. Крестьянская девушка Устина, от лица которой ведется рассказ, не только их участница, главная героиня повести. Еще из детства она осталась сиротой и воспитывалась у чужих людей, которые безразлично относились к ней. Заветной мечтой была воля. «Когда бы воля, запел бы так, чтобы и на селе звучало...» - говорила она.  В повести «Институтка» Марко Вовчок дает понять, что такие деспотические панночки были не одиночные, что такой тип извергов вытворила крепостническая система.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: