Становление новых стилевых течений и направлений

  

Украинская литература этого периода ознаменована появлением новых стилевых направлений и течений. В 70-80-х гг. XIX ст. на смену романтизму приходит реализм и становится господствующим стилем конца ХIХ ст. Реализм в украинской литературе имеет некоторые общие черты с реализмом европейских литератур. Это объективное отображение действительности и окружение героя; обоснование действий и поступков персонажей психологическими и социальными условиями; правдивость воспроизведения темных сторон жизни, изображение их такими, как есть, без украшений, натурализм (правда, натурализм как стилевое направление не нашло важного распространения в творчестве украинских писателей). Тем не менее, своеобразные свойства украинской литературы, которые отличают ее развитие от развития большинства литературных европейских народов, также обозначились на характере украинского реализма. Обращение к народным источникам, продолжительное господство романтических взглядов обусловили то, что романтизм с его увлечением героизмом прошлого, поэтизацией сильных, прекрасных людей казацкой эпохи и в дальнейшем сосуществовал с реализмом в творчестве тогдашних писателей. Именно этим объясняется своеобразный, этнографический характер реализма в украинской литературе второй половины XIX ст.

Господствующее место в литературе 70- 90-х гг. XIX ст. занимает проза, именно поэтому украинских писателей, которые создавали в это время, называют «большими эпиками». Прозаики конца XIX ст. обогатили украинскую литературу и в идейно-тематическом, и в жанровом плане.

В отличие от предшественников, писатели конца столетия не ограничивались лишь правдивым отображением народной жизни, воспроизведением его страданий, а старались просветить народ. В литературе появляются новые характеры и герои, образы «общественного деятеля» и «борца против неправды»; изменяется тематика и проблематика произведений.

Как и в предыдущие годы, доминантной темой прозы остается тема крестьянства. Объясняется это, прежде всего, запретом царской власти описывать жизнь социальных слоев, которые редко общались на украинском языке (интеллигенции, служащих и т.п.). Кроме того, литераторы вынуждены были ориентироваться на крестьянство как на единственного полнокровного носителя языка. Прозаики старались находить новые ракурсы освещения этой темы. Так, постепенно писатели концентрируют внимание на жизни других социальных прослоек - мещанства, служащих, офицерства, учительства и т.п. В повестях Елены Пчилки («Свет добра и любви», «Товаришки»), Б. Гринченко («Солнечный луч», «На распутье»), О. Конисского («Семен Жук и его родственники», «Юрий Городенка») выведены образы интеллигентов - деятелей культурно-просветительного движения, «новых людей». Тем не менее, освещать жизнь этих слоев было легче представителям западноукраинской литературы, где не существовало официальных запретов («Лель и Полель», «Для домашнего огнища» И. Франко, «Пропащий мужчина» Н. Павлика и др.).

В Галиции распространяется феминистическое движение, зачинательницей которого считают Наталью Кобринскую. По ее инициативе создано «Общество русских женщин в Станиславе», которое имело целью популяризацию феминистических идей. Н. Кобринская поднимает проблемы самопробуждения женщины, воспитание ее самосознания. Неоценимой заслугой писательницы является развитие «женской прозы», ведь ее пример поощрил к работе на литературной ниве известных писательниц: Ольгу Кобылянськую, Евгению Ярошинскую, Анну Павлик.

Обогащается украинская проза и жанрово. В 70- 80-х гг. XIX ст. на первое место среди прозаических произведений выходят роман и повесть. Тем не менее, в этот период наблюдается путаница в определении жанровой природы произведения. Так, например, О. Кобылянская называла свои большие эпические произведения «Царевну» и «Человека» рассказами, хотя на самом деле они являются романами. И. Франко рассматривал роман Афанасия Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?» и повесть «Проститутку» как «большие рассказы».

Происходит становление новых жанровых разновидностей повести. Совершенствуется форма компонования жизненного материала в эпических произведениях. На смену распространенному прежде сказанию, с его описательной формой и нечетко выраженным сюжетом (Григорий Квитка-Основьяненко, Марко Вовчок) приходит рассказ (Иван Нечуй-Левицкий, Афанасий Мирный, Пантелеймон Кулиш). Появляется жанр автобиографической повести-хроники, которая имеет мемуарную форму изображения, к которой обращаются И. Нечуй-Левицкий «Над Черным морем», О. Конисский «Юрий Городенка».

Наряду с рассказом появляется новелла, очерк, этюд, образок; зарождается поэзия в прозе.

Украинская проза, достойно представленная И. Нечуем-Левицким, Афанасием Мирным, И. Франко, Б. Гринченко, создала предпосылки для развития и нового взлета украинского слова и стала украшением мировой литературы.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: