Стихотворения Шевченко «Сам удивляюсь, кто ответит» и «Завещание»

  

Первое написано в ссылке, в 1847 г., а второе - через 11 лет, в 1858 г. Оба стихотворения проникнуты желанием борьбы с самодержавием и призывом к этой борьбе. Стихотворение «Сам удивляюсь, кто ответит» создано как бы на одном дыхании. Поэт пишет о самом для себя главном, о том, что его мучает и угнетает: тягостна для него бездеятельность, тягостна жизнь вдали от родины, «в цепях, в далекой стороне». Поэт полон отчаяния, но на колени поставить его невозможно, простить врагам он не в силах. И он готов, чтобы вырваться на свободу, на все, даже самое невероятное:

  • Вот если перегрызть бы мне
  • По силам было цепи эти,
  • Грыз понемногу б...
  • Протест и отчаяние звучали в настойчивом повторении:
  • ...Так не те,
  • не те их кузнецы ковали,
  • Не так железо закаляли...

Отчаяние обостряется тем, что судьбу поэта разделяют и многие другие, все те, которые не по своей воле попали в бескрайние степи за Уралом. Прочитав стихотворение, Читатели делают вывод о том, какие мысли и чувства лежат в его основе, что связывает его со стихотворениями «И вырос я в чужом краю...» и «Мне дорогую, золотую...».

Стихотворения, с которыми Читатели знакомились до сих пор, написаны в ссылке. Но вот, скажет Читатель, свершилось то, о чем постоянно думал, к чему стремился поэт: он наконец на свободе - и он борется. Стихи его, острые и дерзкие, широко расходятся в списках, появляются в подпольных литографированных изданиях, печатаются в тайных подпольных типографиях. Многие из этих стихотворений могли бы быть причиной нового ареста и новой ссылки, тем более что поэт все время находится под надзором полиции. Один из современников писал: «Обличенья Шевченко стали безудержными; он разит и бьет; он весь пылает каким-то бешеным, истребляющим огнем».

Прочитав стихотворение «Я, чтоб не сглазить, не хвораю...», Читатель предложит им подумать, можно ли отнести слова этого современника именно к данному стихотворению, и обосновать свое мнение. Вывод делается коллективно: стихотворение «разит» и «бьет». Оно содержит призыв к борьбе, призыв прямой и острый. Шевченко зовет народ к топору:

  • ...Надо поскорее
  • Всем миром обух закалить
  • Да наточить топор острее...

Поэт ненавидит «хмельного царя» и его попов. Все силы души он вкладывает в призыв разбудить «беднягу свободу», «придавленную» царем. Он убежден в необходимости восстания, убежден, что народу не на кого рассчитывать кроме как на самого себя, и только боится опоздать. Поэтому с такой силой, страстью, убежденностью и звучит его голос. И наконец, последнее стихотворение «Завещание», которое завершает сочинение, посвященные великому украинскому поэту. Стихотворение это нельзя не знать, невозможно забыть - ведь оно обращено к нам, потомкам поэта. И совершенно очевидно, что чем полнее и глубже познакомятся, читатели с творчеством Шевченко, тем ярче и эмоциональнее воспримут его «завещание». Стихи эти читатели не только сами выберут, но и подумают над тем, как обосновать свой выбор, выступая в классе с чтением «своего» стихотворения. Естественно, что помощь учителя и библиотекаря в подборе стихов и обосновании их выбора необходима.

Начиная сочинение, посвященный стихотворению «Завещание», Читатель уточнит, когда оно было написано. Исследователи жизни и творчества поэта называли это время «новым периодом его жизни: временем бурного роста его революционного сознания.

Стихи и поэмы, написанные в эти годы, самим поэтом были объединены в сборник «Три года». Сборник этот не мог быть напечатан, его никогда не пропустила бы цензура, но он расходился в списках и был хорошо знаком не только на Украине, но и в России. Несколько слов можно сказать об остросатиричной, направленной против самодержавия поэме «Сон», включенной в сборник и являвшейся одной из причин ареста поэта. С медведем сравнивает Шевченко в своей поэме царя:

  • Словно из берлоги
  • Медведь вылез, еле-еле
  • Подымает ноги,
  • Весь опухший, страшный, синий:
  • Похмельем проклятым
  • Мучился он...

А царица - убогая, тощая, тонконогая, «словно высохший опенок», «а к тому ж она, бедняжка, трясет головою», «прыгает тощей цаплей...» и т. д. Читатель напомнит, что впоследствии царь Александр II вычеркнул из списка лиц, подлежащих амнистии, имя Шевченко. «Этот слишком сильно оскорбил мою бабку и моего отца, чтобы я мог его простить»,- сказал он. В стихотворениях, включенных в сборник (так же как и стихотворениях, известных детям), поэт звал к действию, к борьбе. «Свободный голос бывшего раба-украинца... прозвучал по всей стране как плач о бедняках, как призыв к освобождению от рабства... Шевченко,- говорил Паустовский, характеризуя годы жизни поэта до ареста,- в то время уже знал, что делать. Сбросить царя и помещиков. Взять землю. Он открыто звал к этому крестьян. Он писал об этом».

Важно, чтобы Читатели поняли: любовь поэта к родине так велика и глубока, стремление видеть ее свободной настолько сильно, что он даже после смерти не может не быть вместе со своим народом, когда Днепр понесет с полей Украины «кровь врагов постылых». Эту грань патриотической устремленности поэта Читатели чаще всего не замечают.

Вопрос «Кому и какой вызов бросает Шевченко в стихотворении «Завещание»?» помогает школьникам почувствовать силу и страстность его протеста. Вместе с учителем отмечают они метафоры, которые дали поэту возможность выразить свой гнев, свое возмущение («Цепи разорвите, злою вражескою кровью волю окропите»).

Читатель обращает внимание школьников на то, что чувство ненависти к врагам так велико, что Шевченко бросает вызов самому богу («А покуда я не знаю бога...»). Поэт А. Прокофьев писал: «Надо помнить, в какое время было это сказано, чтобы понять всю смелость шевченковского протеста. Бог, каким его изображает поэт,- пособник царя, источник зла и несправедливости:

  • Ты, может, сам на небеси
  • Смеешься, господи, над нами
  • Да совещаешься с панами,
  • Как править миром!

Страстно протестуя против настоящего, поэт весь устремлен в будущее. Человек необычайной души и большого сердца, он как бы поднимается над собой, над собственной жизнью и смертью». Поэзия Шевченко близка по духу поэзии Некрасова, что Шевченко разделял стремления своих русских друзей и вместе с ними боролся за свободу Родины. Его стихи, искренние, сильные своей убежденностью, зовут к свободе, к добру. И до сих пор, через 175 лет после его рождения, они известны и любимы. Произведения Шевченко переведены на многие языки народов мира. Украинским поэт М. Рыльский писал о том, что Шевченко «занимает свое законное место в пантеоне великих певцов и борцов за всемирную правду, за счастье всего человечества».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: