Страницы жизнеописания Пантелеймона Кулиша

  

Традиционно изучение творчества писателя в школе начинается с изучения его биографии. И это закономерно. Биография является своеобразным ключом к пониманию всего творчества художника или конкретного произведения, следовательно, исполняет роль преподавателя, вводя учеников в тему, которая изучается монографически. В разных классах методика изучения биографии, ее роль и цель, - разные. В средних не следует обязательно придерживаться хронологии, детализации всех (от роду и до смерти) вех жизненно творческого пути писателя. Можно ограничиться характеристикой времени, в которое жил писатель, каким-то эпизодом, связанным с написанием произведения, которое изучается, или автобиографичными сведениями, в нем.

Изучение биографии писателя в старших классах предусматривает более сложные задания. Ученики здесь должны иметь целостное представление о писателе как человеке и как творческой личности, о взаимосвязи доли художника с судьбой народа, отображенной в его творчестве. Нельзя обойти и вопрос мировоззрения художника слова.

Противоречивость мировоззрения Кулиша (за это его позже известный ученый - литературовед С. Ефремов назовет "двуликим Янусом") трудно объяснить. В жизни писателя было много сложных перипетий, шатаний, ошибок, вызванных особенностями характера и общественного поведения. Перед учителем появляется слишком сложное задание: ознакомить учеников с необычной личностью, ее всплесками и падениями, переломами и поражениями, идейными падениями и грубыми ошибками, его извилистыми жизненными дорогами, устланными терном и цветами. Выполнить это задание нелегко. Скупые сведения учебника, отсутствие методических рекомендаций относительно изучения Кулиша в школе усложняет подготовку учителя к уроку. В такой ситуации учителю могут хорошо помочь научные работники-методисты О. Гнидан и Н. Осьмак своей статьей "Мировоззрение Пантелеймона Кулиша" ("Украинский язык и литература в школе", 1991 №10).

Принимая во внимание "труднодоступность" биографии Кулиша, для ее изучения учитель, невзирая на нехватку учебного времени, должен посвятить этой теме отдельный урок. Его структурно организационную разновидность, методы и приемы, учитель избирает в соответствии с возможностями класса. Поскольку по типу (за своим дидактичным назначением) - это урок усвоения новых знаний, а материал, что на нем будет изучаться, весьма сложный, совсем ученикам не известный, то самым оптимальным методом в таком случае будет метод лекции. Этим методом можно изложить материал для девятиклассников любого уровня их знаний и умений. Школьная лекция отличается от сугубо академической (вузовской). Лекционное изложение материала на уроке совмещается с разными приемами и видами учебной деятельности - беседой, самостоятельной работой, элементами контроля усвоения учениками лекционного материала.

На уроке-лекции учитель может на каком-то ее этапе использовать прием беседы, задав классовые несколько вопросов за изложенной частью материала и потом продолжать лекцию дальше. В процессе лекционного изложения "вкраплять" выступления предварительно подготовленных учеников с соответствующими сообщениями о фактах из жизни и творчества писателя (прием самостоятельной работы учеников). Слушая лекции, ученики записывают в тетради даты, названия сборников, произведений, высказывания известных деятелей культуры, о Кулише и тому подобное. Чтобы активизировать внимание, проконтролировать уровень усвоения учениками материала, учитель нацеливает их на составление в процессе слушания лекции ее плана или тезисов или конспектирования лекции учителя. В конце урока избирательно проверяет качество выполнения таких заданий. Лекционное изложение материала сопровождается соответствующим показом наглядно, использованием аудио-видео способами учебы.

Ориентировочно план изложения материала мог быть таким:

1. Большой подвижник на ниве украинской культуры. Многогранность одаренности и образованности Кулиша - человека исключительного трудолюбия, неподатливости нрава.
2. Детские и юношеские годы будущего писателя. Годы учебы. Юношеские увлечения Кулиша.
3. Учительство Кулиша. Начало деятельности фольклориста и литературного творчества. Увлечение исторической тематикой.
4. Формирование общественно-политических и эстетичных взглядов.
5. Взаимоотношения П. Кулиша из Т. Шевченко. Участие в Кирилло-Мефодиевском братстве. Арест Кулиша и ссылка.
6. Противоречивость характера, взглядов и общественного поведения Кулиша. Идея государственности Украины.
7. Петербуржский период жизни и творчества. Издание "Записок о Южной Руси".
8. Разносторонность писательского таланта. Поэтические сборники Кулиша. Проза Кулиша. Альманах "Хата" и журнал "Основа", их значение.
9. "Грамматика" Кулиша. Первое украинское фонетическое правописание - "кулишевка".
10. Последние годы жизни и творчества Кулиша.
11. П. Кулиш и наша современность.

Кроме вышеназванных, возможны и другие пункты плана. В зависимости от замысла учителя такой план может быть доказан ученикам в начале лекции или по завершению лекции (для сопоставления с теми планами, что ученики индивидуально будут составлять в процессе слушания лекций). Рассказ учителя о жизненно творческий путь писателя мог бы быть наполнен биографическим материалом, который подаем ниже.

Начинать лекцию стоило бы с Кулишевых слов, написанных им в одной из статей о тружениках отечественной культуры и науки:

"Счастлив тот, кто своим трудом способствует распространению убеждений, которые должны оправдаться самой жизнью и силой вещей! Он подобен садовнику, который улучшает дикую почву и способствует плодотворности деревьев и растений".

Эти слова писателя можно отнести в первую очередь к самому Пантелеймону Кулишу - неутомимому подвижнику на крутом холме украинской национальной духовной культуры, художника, ученого, что свой жизненный путь, как отмечает академик М. Жулинский, прошел "в труде каторжном, в трагическом одиночестве".

Пантелеймон Кулиш принадлежит к тем деятелям, которые, будучи многогранно одаренными, сделали огромный вклад в развитие украинской культуры, литературы, искусства, науки. Он был прозаиком, поэтом, драматургом, переводчиком, с многих европейских языков, ученым - литературоведом и критиком, фольклористом, историком, этнографом, педагогом, очень много сделал как издатель, общественный деятель.

Все творчество и общественная деятельность П. Кулиша - неоднозначны, противоречивы. Наделенный большим талантом, но еще большей амбицией, Кулеш в течение своей долгой жизни проходил самые разные изменения, топтал самые разные следы, выступал в самых разных ролях и оставил по себе богатое литературное наследство, в котором, помимо ценного, было много помешанного, много противоречий..." - так отозвался о нем И. Франко в "Эскизы истории украинско-русской литературы к 1890". И все же "оставил после себя богатое литературное наследство".

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: