Своеобразность творчества Артюра Рембо

  

Цвета имеют свое символическое значение. Символика цвета, символика звуков давно привлекала внимание ученых разных областей знаний. Этим вопросом интересовались философы, психологи, композиторы, художники. Экспериментами в области колористики обозначено творчество Вильяма Тернера, Ежена Делакруа, художников-романтиков. Такие поиски характерны и для Артюра Рембо. Он творил на границе XIX-XX столетий.  Артюр Рембо считается одним из известнейших и самых сложных поэтов Франции. Бескомпромиссное бунтарство, всеобъемлющее возражение - характерные особенности характера художника. Артюр Рембо - одна из самых трагичных фигур в поэзии. Жан Николя Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в глухом городке Шарлевиль, в Арденнах (на севере Франции), по его собственным словам, "наиболее идиотском из всех провинциальных городов".

Отец поэта, пехотный офицер, был человеком легкомысленным, редко появлялся дома, а в 1860 году покинул семью, в которой, кроме Артюра, было еще трое детей. Мать походила из зажиточной крестьянской семьи и была, в противоположность мужу, женщиной властной и волевой, отданной семье и детям, но была деспотичной и не принимала увлечения Артюра поэзией. Рембо же можно было назвать "шарлевильським вундеркиндом". В колледже он проявил чрезвычайные способности и таланты, был одним из наилучших учеников. Легко овладел латынью и начал сочинять латинские стихи, хотя первые литературные попытки (они приходятся на 1860 год) - это проза. Жорж Изамбар, преподаватель риторики, опекался подростком и поощрял его к написанию стихов на французском языке.

В начале 1869 года в одном из парижских журналов было опубликовано стихотворение "Сенсация", которое показало появление нового талантливого поэта. В. Гюго, оценив его талант, назвал Рембо "дитя Шекспира". Однако мать не радовалась творческим достижениям сына, в семье властвовала гнетущая атмосфера. Артюр, еще тогда подросток, начал бунтовать против материнского деспотизма. Идея протеста вылилась в форму систематических побегов из дома. Первый раз он убежал в августе 1870 года, добрался до Парижа, где его задержала полиция и отправила домой. Где-то через полтора месяца он убегает в Бельгию, граница с которой пролегала неподалеку от Шарлевиля. Откуда его тоже возвращает полиция уже по требованию матери. Однако в феврале 1871 года он снова убегает в Париж, и, не найдя там приюта, сам возвращается домой пешком, через страну, оккупированную прусскими войсками (шла франко-прусская война 1870-1871 годов). В августе 1871-го Рембо прислал свои поэзии Полю Верлену, у которого они вызвали восхищение, и он пригласил юного поэта в Париж и поселил в своей квартире. По словам Верлена, "любил так же сильно, как и ненавидел".

Именно поэтому отношения между двумя писателями были неровными, с частыми ссорами. Дошло до того, что в июле 1873 года в брюссельской таверне Верлен выстрелом ранил Рембо, за что на два года попал в тюрьму. После ссоры поэт находится будто в лихорадке. Как следствие нервного состояния - отказ от поэзии, алкоголь, наркотики, бушующая жизнь, блуждание в разных странах.

Он снова убегает, убегает от Европы, и от цивилизации, едет в тропическую трущобу Восточной Африки и возвращается на родину смертельно больной только для того, чтобы умереть 10 ноября 1891 г. в марсельском портовом госпитале: "В возрасте 37 лет умер негоциант Рембо". Творческая жизнь Артюра Рембо была быстрой и плодотворной. "Гений Рембо, как комета, промелькнул на горизонте символизма, оставив за собой звездный след, до конца еще не разгаданный. Но идти по звездам к Рембо - нелегкая задача для души..." - так говорил о поэте А. Мандельштам. За четыре года в литературе Рембо пережил знаменательную творческую эволюцию, очень динамичную, но в ней четко выделяются три этапа. 1-й этап - поэзии до 1871 года. Это этап становления поэта, раскрытие его необыкновенного таланта и своеобразности.

В 1870 году был написан стих "Моя циганерия". Этот стих имеет и другие варианты названия в переводе: "Богема", "Мое бродяжничество". Богема (с французского - цыганщина). Французский писатель Анри Мюрже так назвал студентов Латинского квартала. С тех пор богемой называют любую интеллигентную бедность, которая артистически весело переносит злоключения и даже с презрением относится к земным благам. Артюр Рембо был разочарован жизнью, но он стремился найти смысл бытия через поэзию, искал новые ее границы и возможности.

Если бы он не открыл эту теорию, то бросил бы писать. Поэт стремился найти слово, доступное всем чувствам, критически осмысливал теорию ясновидения в поэзии. Он верил, что придет время такого языка, который впитает в себя все: запахи, звуки, цвета. Он соединит мысли и заставит их двигаться. Целью поэзии является достижение состояния полного разлада всех чувств, что граничит с галлюцинациями. Состояние ясновидения напоминает исступление, когда устами поэта говорит будто какое-то божество. У Рембо этим божеством является подсознание и интуиция. У него возникают видения, когда он достигает неизвестного и, пусть потеряв смысл, он перестанет понимать эти видения - он их видел.

Цвет и звук имеют глубокую связь. Ассоциации между зрительными и слуховыми впечатлениями называют синопсией. Физическая шкала цветов принципиально не отличается от шкалы звуков, т.е. высоту тона и цвета можно связать с линейной шкалой частот. Связь цвета и звука прослеживается у Рембо в стихотворении  "Голосовки". Цикл "Озарение" - стихи в прозе, ритмизированная проза. При жизни поэт опубликовал лишь несколько поэзий и выпустил книгу стихов в прозе "Сезон в аду" (1873), которая была написана во время ужасного душевного кризиса после разрыва с Верленом. Это крик души, уныние в жизни, вскрик человека, который уже не рассчитывает на чью-то помощь и все же зовет во вселенной кого-то неизвестного: "Приходите все, даже маленькие дети, чтобы я смог утешить вас, раздать вам свое сердце, прекрасное сердце! Придите, бедняки, рабочие! Я не хочу молитв, хватит мне вашего доверия, оно даст мне счастье".

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: