Т. Г. Шевченко «Тарасова ночь»

  

Цель: продолжать углублять знания учеников о жизненной судьбе Т Г. Шевченко, в частности о пребывании в Санкт-Петербурге; охарактеризовать образ народного певца, его роль в жизни украинцев времен Шевченко («Тарасова ночь»); развивать культуру связной речи учеников, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение грамотно высказывать собственные мысли; выделять главное, существенное из материала, который изучается; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к жизненному и творческому пути Т. Шевченко; уважение к историческому прошлому родного края; интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Т. Г. Шевченко, иллюстрации И. Ижакевича к произведениям Т. Шевченко, репродукции картин Шевченко - художника, библиотечка произведений Великого Кобзаря, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Кто такие крепостные? Какой была жизнь крепостного Т. Шевченко и его семьи?

• Что вам известно о тяжелой жизни маленького Тараса?

• Сравните, как вы получаете образование и как учился Т Шевченко.

• В чем заключается одаренность Тараса Григорьевича? Чем прославился этот выдающийся художник?

• Почему Т. Шевченко называют Кобзарем?

• Чем наш родной город связан с именем Т. Шевченко?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

  • Не поэт, кто забывает
  • о страшных народных ранах...
  • Леся Украинка.
  • Поэзия Шевченко перенята светлыми идеалами
  • правды и братства, и в наше время является для нас
  • ведущей звездой на пути к достижению этих целей.
  • П. Грабовский.

3. Обработка содержания произведения Т. Шевченко «Тарасова ночь».

3.1. Выразительное чтение учениками произведения.

3.2. История написания поэмы. В Санкт-Петербурге 6 ноября 1838 г. Т. Шевченко написал произведение «Тарасова ночь». Среди бесстрашных предводителей крестьянско-казацких восстаний конца XVI ст. - Тараса Федоровича (Трясило), Павла Павлюка (Бута), Северина Наливайко, Якова Остряницы - первого из них Великий Кобзарь воспел особенно вдохновенно. В основу упомянутого произведения положено историческое событие - победа казаков над войском польской шляхты в 1630 г. под Переяславом.

3.3. Тема: изображение борьбы украинского казачества с польскими захватчиками; изображение ночи разгрома армии польского военачальника Конецпольского во время антишляхетского восстания 1630 г., возглавленного гетманом Тарасом Федоровичем (Трясило).

3.4. Идея: возвеличивание мужества, героизма, целеустремленности, настойчивой веры в победу казаков во главе с гетманом Трясило; осуждение жестокости, жадности ляхов, которые пленили украинский народ, лишая его даже веры христианской.

3.5. Основная мысль: наш народ всегда будет помнить и уважать своих защитников, их подвиги; тех, кто освобождал их от рабства и порабощения.

3.6. Композиция. События в произведении переплетаются в двух временных плоскостях – современном (пение кобзаря) и прошлом (борьба украинского народа с ляхами).

Кобзарь рассказывает о бедах, которые окутали Украину, когда польская шляхта пленила родной край и старалась превратить народ в рабов, лишая его даже веры христианской.

«Тарасова ночь» - это историческая песня о далеком героическом прошлом, о победе казаков под предводительством Трясило над врагом. Поэтому народ и прославляет верных защитников мамочки Украины, благодаря которым имеет волю, веру и счастье.

3.7. Жанр: историческая поэма.

3.8. Идейно-художественное содержание поэмы Т. Шевченко «Тарасова ночь».

Сквозной образ произведения - кобзарь, который воспевает прошлые победы

казаков  над москалями, татарами, турками и ляхами, и в песнях чувство гордости за победоносную славу предков переплетается с кручиной:

Была когда-то гетманщина, И уже не возвратится.

Народный певец Шевченко в своем произведении призывает украинцев «той славы казацкой» во веки веков не забыть и закаливать себя в борьбе против современных орд колонизаторов, тех «поганцев», что воцарились над «детьми казацкими». Мотив «довольно сокрушаться» и призыв «победить врагов» предоставляют оптимистичное звучание поэме, зовут в ряды новых рыцарей национально-освободительной борьбы. Автор радуется победе запорожцев, называет гетмана Тараса Федоровича сизым орлом, который взялся «веру спасать». И вместе с тем Шевченко и грустит, так как теперь над внуками Трясило, «над детьми казацкими поганцы властвуют». Вместе с Тарасом - казаком Тарас - поэт обливается «горькими слезами», так как Украина потоптана врагами.

  • Была когда-то казацкая
  • И слава, и воля,
  • Слава сияет, а волюшку
  • Постигла недоля.

Исторические раны Украины растравляли сердце молодого Тараса, которое сызмала пылало любовью к родному краю. В поэме «Тарасова ночь» автор разоблачает тех, кто уничтожил гетманщину - форму правления украинской государственности. Это «москали, орда, ляхи». Но она не исчезла и благодаря Шевченко восстановилась историческая память народа:

Где девалось казачество, Красные жупаны? Где девалась судьба-воля, Бунчуки? Гетманы?

Знаменитое прошлое отчизны поэт сопоставляет с позорным состоянием Украины в XIX ст. Через осмысление исторической судьбы Украины автор напоминает читателям о потребности собственного государственного устройства.

По мнению известного литературоведа И. Дзюбы, Шевченко «в прошлом ищет традиции воли и героизма, чтобы найти надежду, пример, силу для борьбы за новую Украину...».

Образ ночи в поэзии - символ общественного мрака. Рассвета народу нет, и поскольку в этой ночи засветил месяц и «звезды засеяли», то содержание поэмы настраивает на оптимизм судьбы народа в будущем, так как все же месяц и звезды являются источником света, а не мрака. Вспоминается здесь народная пословица: «Луна - казацкое солнце». В поэме из народных извечных источников море - синее, орел - сизый, тучи - темные, ворон - черный. Важное место занимает также образ могилы - это символ прошлого, Украины. Так через изображение прошлого украинцы лучше понимали современное.

3.9. Обсуждение содержания поэмы «Тарасова ночь» Т. Шевченко с вопросами:

• Что вам известно о казаках? Назовите произведения, посвященные казачеству, которые вы уже читали?

• Кто такой кобзарь? Как это слово переплетается с Кобзарем (Т. Шевченко)?

• О чем пел кобзарь?

• Как понять такие слова из произведения: «Играет кобзарь, воспевает, аж беда смеется»?

• Почему «загрустила Украина»?

• Прочитайте, что случилось на Украине после того, как ее пленила польская шляхта?

• Что хотели ляхи причинить украинцам, лишая народ веры?

• О каких выдающихся предводителях-защитниках родной земли упоминается в произведении? (С Наливайко, П. Бут, Т. Трясило).

• О чем свидетельствует обращение Т. Трясило к Украине, ее народу?

• Как в произведении изображена битва казаков с ляхами? Находит ли Т. Трясило согласие, поддержку среди запорожцев? Что об этом свидетельствует?

• Почему, по мнению автора, «ночь кровавая знаменитой стала»?

• Что символизирует окончание произведения? В чем его значение?

V. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

1. Где сидит и играет кобзарь?

а) на распутье; б) возле огромного дуба; в) на площади.

2. О чем пел, играя, кобзарь?

а) о несчастной собственной судьбе и судьбе народной;

б) о том, как казаки бились с москалями, ордой, ляхами;

в) о красоте природы родного края.

3. Произведение «Тарасова ночь» имеет такое название:

а) из-за собственного имени писателя;

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: