Театральная и литературная критика о «Мессинской невесте»

  

Как известно, вскоре вслед за появлением «Мессинской невесты» в романтической литературе получает значительное развитие жанр трагедии «рока». Но у реакционных романтиков, от зачинателя этого жанра немецкого драматурга Захарии Вернера до австрийского поэта Грильпарцера, понятие рока приобретает именно тот мистический смысл, какого оно не имело у Шиллера. Реакционный романтизм возрождал религиозно-мистические верования, противопоставляя их рационализму XVIII века. Идеологическая основа понятия рока у Шиллера и у реакционных романтиков была различной. Шиллер воплощал в роке понятие справедливого возмездия за отступления от нравственных законов, тогда как для реакционных романтиков рок является символом непонятных им социальных закономерностей, несших гибель старому феодальному строю, сторонниками которого они были....

Как обычно, Шиллер и на этот раз, по окончании драмы, читал ее в небольшом кругу знакомых и друзей - писателей, художников и актеров. Веймарского театра. Драма встретила вежливо-сдержанную оценку, а введение хора в трагедию было с откровенностью осуждено. Все чувствовали искусственность этого произведения, отсутствие органической связи хора с развитием действия. 3 июля 1803 года «Мессииская невеста» была поставлена на сцене Веймарского театра. Театральная и литературная критика отметила и похвалила красоту лирических монологов, пламенное воодушевление и сильные страсти действующих лиц, но с полным единодушием признала бесплодность попытки воскрешения древнегреческой трагедии. Шиллер и сам понял это.

То обстоятельство, что драма как художественное произведение в целом не удалась, отнюдь не означает, что она была вообще лишена художественных достоинств. Белинский в 1841 году опубликовал рецензию на русский перевод «Мессинской невесты», в которой отмечает полную неудачу Шиллера в попытке воскресить античную трагедию и подчеркивает, что «хотя идея предопределения и производит на душу неприятное, антипоэтическое впечатление, как ржавая и скрипучая пружина», однако, - продолжает он, - «трагедия Шиллера есть высокое произведение в своем роде: пламенное, бурное, порывистое одушевление, шиллеровский пафос, раздирающие душу трагические положения, превосходные стихи, волны лиризма, разливающегося широким потоком,- вот отличительные качества «Мессинской невесты».

При всех пороках идеалистической концепции Шиллера «Мессинская невеста» остается произведением, принадлежащим к классическому периоду немецкой -литературы. Даже в своей художественной неудаче Шиллер оказывается бесконечно выше реакционных романтиков.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: