Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности школьников.
- Японская поэзия хоку, с которой мы сегодня познакомимся, такая же необыкновенная, как и вся культура. Состоит стих всего из трех строк, без рифм, да и содержание, на первый взгляд, не совсем понятно. Но дело как раз таки в том, что за притворной простотой кроется сложное плетение ассоциаций, намеков, символов. Один из западных литературоведов, Р. Блайс, сравнил поэзию Мацуо Басё с «полуоткрытыми дверями». Попробуем увидеть и понять, что прячется за ними!
II. Объявление темы и цели урока.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Эвристическая беседа.
• Какие вещи японского производства вы имеете дома? Как бы вы их охарактеризовали (по работе, дизайну - внешнему виду)?
• Что в статье учебника было новым для вас, о чем мы не упоминали на прошлом уроке? (Закрытость Японии в прошлом, о самураях, харакири и др.).
• Какие черты характера присущи, на ваш взгляд, японцам? (Образованность, трудолюбие, склонность к философствованию, восхищению природой, красотой, стремление к самосовершенствованию).
2. Презентация собственных разработок по японским мотивам, иллюстративных материалов и разных «интересностей» о Японии.
IV. Восприятие и усвоение учебного материала.
1. Слово учителя.
Мацуо Басё.
- Представьте себе человека, наставника, который имел одновременно свыше двух тысяч учеников и написал около двух тысяч стихов. В 28 лет он стал известным поэтом, постригся в монахи и отправился, вопреки увещаниям и предостережениям родных, в далекое странствие. Он мог бы стать богатым, но не стал, удовлетворившись плащом путешественника, торбой нехитрым продовольствием, флейтой, записной книгой и избушкой из банановой листвы. Это - Мацуо Басё. Басё - псевдоним поэта, который означает «банановая пальма», «банановое дерево» или «банановая хижина».
К стихам у японцев особое отношения. Ими они высказывают свои мысли, чувства. Стихи в Японии можно увидеть везде: на салфетках и полотенцах, на ширмах и на стенах, на посуде и на листах бумаги, прикрепленных к колокольчикам возле входных дверей. Еще с давних времен каждый январь устраиваются поэтические соревнования: десятки тысяч японцев читают стихи. Наилучшие из исполнителей выступают на торжественной церемонии в присутствии императора. Одной из любимых форм поэзии современных японцев является хоку. Каждый японец знает несколько десятков хоку, и чаще всего это - произведения Мацуо Басё.
2. Выразительное чтение хоку учителем.
3. Обмен впечатлениями о прочитанном.
Записи в литературоведческие словарики.
Хоку - жанр японской лирики, которая состоит из трех строк без рифмы.
В оригинале стиха в первой и третьей строках обязательно по 5 слогов, а во второй - семь. В переводе такая формула может и не сохраниться.
4. Актуальная беседа.
• Каким темам посвящены хоку М. Басё? (Природа, отношения человека и природы, разные проявления жизни).
• Почему перевод одного и того же самого хоку разными переводчиками так отличается? (Так как японский язык многозначный и особый, состоит из иероглифов-слов).
• Какое хоку вам больше всего понравилось и почему?
5. Задача с элементами поисково-исследовательской работы.
В начале ХХ столетия французский ученый Андре Бельсер писал: «Ни один народ не придавал такое значение удивительной красоте природы и не наблюдал за ней так внимательно и вблизи, как японцы; и ни один народ не наслаждался больше японцев молчаливой приманкой мечты и самососредоточения на своих мыслях».
Именно поэтому веками производились правила составления хоку и использование ими определенной лексики. Были так называемые «сезонные слова», которые свидетельствовали о конкретной поре года и не могли применяться для описания других естественных сезонов.
А) Определите по «сезонным словам», какой поре года (где это возможно) посвящено хоку.
Б) Докажите, что речь идет именно о японской национальной поэзии (по словам «сакура», «лотос», «Фудзияма», «камелия», «посадка рисовой рассады» и т. п.).
В) Выясните, какое хоку утверждает желание автора усовершенствовать мир, сделать его лучше. («росинки кап-кап»).
V. Закрепление знаний, умений и навыков.
Ассоциативный диктант.
• Выпишите те слова, которые могут характеризовать хоку: лаконичность (сжатость), шутливость, простота, метафоричность, разное количество строк, постоянное количество строк, «сезонные слова», конкретность, внимание к деталям, обобщенность, абстрактность высказывания, противопоставление, много эпитетов, мало эпитетов, много сравнений, мало сравнений.
• Найдите «третьего лишнего».
♦ Сумо, дзю-до, самбо (самооборона, возникшая в СССР);
♦ М. Басё, И. Такубоку, К. Хокусай (художник);
♦ Сакура, яблоня, хризантема (не является символом Японии).
VI. ДОмашняя задача.
Выучить наизусть 3-4 хоку, уметь их анализировать; сделать иллюстрации.
VII. Итог урока. Интерактивное упражнение «Микрофон».
Продолжите фразу:
• Я понял (поняла)...
• Я поражен (поражена)...
• Мне кажется, что хоку...