Цель: ознакомить с основными основами искусства Возрождение, представителями искусства Ренессанса, их произведениями; учить составлять опорные конспекты, выступать с сообщением; развивать внимание, умение слушать; воспитывать гуманизм. Оборудование: портреты Сервантеса, Шекспира, Рафаэля, Леонардо да Винчи, картины художников-гуманистов.
- Тебе дана возможность упасть до уровня
- животных, но также и возможность
- подымет к уровню существа богоподобного -
- лишь благодаря личной внутренней воле.
- Пика делла Мирандола.
I. Мотивация учебной деятельности.
Работа с эпиграфом.
Учитель читает выражение графа Пика делла Мирандолы.
- как вы понимаете это выражение?
- Соглашаетесь ли вы с ним? Большая ответственность - понимать, что
лишь от тебя будет зависеть твое будущее. И некому ставить в укор, что в жизни происходит что-то не так, как хотелось бы. Такими смельчаками были титаны Возрождения – новой эпохи в развитии человечества.
II. Изучение нового материала.
- 1. Выступление ученика-географа на тему «Географические открытия эпохи Возрождения».
- 2. Выступление ученика-литературоведа.
Возрождение, или Ренесанс— эпоха
в истории культуры и искусства XIV-XVI ст., которая началась в Италии.
Впервые термин Ренессанс употребил историк искусства Дж. Вазари в XVI ст.
Эпоха Возрождения - это эпоха великих географических открытий, эпоха бурного развития науки, расцвета искусств и становление высоких общечеловеческих идеалов. Она представляет собой переход от средневековой культуры, для которой характерным является аскетизм с его презрением ко всему земному и телесному, к культуре нового времени.
Сначала деятели Ренессанса видели свою главную задачу в возрождении идеалов античности, откуда и возникло название эпохи. Но со временем идейной основой
Возрождения стал гуманизм - учение,
основанное на признании ценности человека как личности, его права на развитие и проявление своих способностей. Ведущей стала идея человека, чье достоинство определялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, а личной доблестью, благородством в делах и мыслях.
В средневековом искусстве в центре внимания всегда был Бог, а в искусстве Возрождения центральное место занимает человек во всей своей
физической, моральной, интеллектуальной красоте. Большая вера в человека, его безграничные возможности была основной в идеологии Ренессанса.
Какими произведениями прославилась эпоха Возрождения? Это лирика Петрарки и «Декамерон» Боккаччо (Италия), романы «Гаргантюа и Пантагрюель» Рабле (Франция) и «Дон Кихот» Сервантеса (Испания), драматургия и лирика Шекспира (Англия).
3. Выступление ученика-искусствоведа.
• Рассказ о живописи Ренессанса с демонстрацией репродукций и
комментариев к ним.
Вариант: рассмотреть репродукции картин Леонардо да Винчи «Джоконда» и Рафаэля «Сикстинская мадонна», рассказать о своих впечатлениях.
• Особый расцвет живописи, скульптуры и архитектуры состоялся
в Италии. Всемирно известные картины «Джоконда» Леонардо да Винчи,
«Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Даная» Тициана, скульптуры «Давид» и «Моисей» Микеланджело.
III. Обобщение и систематизация знаний
1. Работа с линией времени
VIII Р. Хр. V XIV XV XVI
И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И
'--------------------------- Л------------------ Ч
Античная литература Средневековая Литература
литература Возрождения
IV. Домашняя задача.
Повторить изученный материал о эпохе Возрождения, подготовить рассказ по ОК.