Технология глубокого усвоения знаний на основе схемно-знаковых моделей (по В. Шаталову)

  

Новые педагогические технологии дают учителю возможность помочь школьнику глубже проникнуть в тайну художественного текста, понять замысел автора, его и персонажей «точку зрения», стимулируют читателя к поиску истины, чтобы для себя «свет по-новому открыть» (М.Рыльский). Они разнообразят формы учебной деятельности учеников как во время стандартного, традиционного урока, так и в условиях нетрадиционной организации занятия.

Нетрадиционные формы учебы отмечаются оригинальной организацией учебно-познавательного процесса, значительным воспитательным влиянием на его субъектов, обеспечивают эффективность и результативность выполнения личностно сориентированных заданий, дают возможность отойти от шаблонов в методике, лучше учесть специфику учебного материала и индивидуальные особенности учеников, способствуют воспитанию творческой ученической личности, расширению функций учителя. Опираясь на структуры уже упомянутых занятий, предлагаем схемы и модели учебных технологий, которые могут быть основой построения нетрадиционных уроков.

Ремарка 1. По технологии модульной учебы отдельный урок составляет учебный модуль. Обычно модульный урок имеет такую структуру:
• мотивационная беседа и формулировка цели урока, во время которой ученики осознают, что, как и зачем они должны изучать именно этот материал и именно таким способом;
• исходный контроль, где учитель с помощью заданий разного уровня сложности проверяет степень усвоения учениками знаний, необходимых для изучения нового материала;
• изучение нового материала методом самостоятельной работы учеников с источниками;
• обобщение урока учителем;
• завершающий контроль (с помощью тестов или системы вопросов) уровня усвоения учениками учебного материала;
• оценивание учениками своей работы и работы группы на уроке.

Структура модульного урока (по С. Сковину)

Модульно-развивающая технология учебы является версией модульной учебы, разработанной украинским психологом А.Фурманом как альтернативная нынешней классно-урочной. Основное задание: самореализация личности учителя и ученика, оптимальное для каждого из них развитие способности к непрерывному, производительному общению с окружающим миром, людьми, собственным Я.

Суть проблемной учебы заключается в создании для учеников проблемных ситуаций и осознания, восприятия и решения их в процессе совместной работы школьников и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего. Такая учеба проводится по типичной схеме: учитель создает проблемную ситуацию (то есть ситуацию или задачу для решения какой ученик должен
найти и использовать новые для себя средства деятельности), ученики анализируют ситуацию, осознают, что неизвестно для них, и ищут способы решения проблемы, а учитель помогает им, предоставляя необходимую информацию. Результатом проблемной учебы являются новые знания, умения, способы умственной деятельности.

Структура проблемного урока (модели проблемной учебы) имеет такой вид:

Проблемный урок
Модель учебы в игре - это когда учебный процесс проводится в форме игры (это игровое моделирование событий и явлений, которые изучаются).

Обычно игровая модель учебы реализуется в четыре этапа:
• ориентация (введение учеников в тему, ознакомление с правилами игры, ее ходом);
• подготовка к проведению игры (чтение сценария, определения игровых заданий, ролей, ориентировочных путей решения проблемы);
• основная часть - проведение игры;
• обсуждение результатов занятия-игры.

Самыми распространенными играми является имитационно-моделирующие. Каждая такая игра происходит по схеме:
• ученики знакомятся с ситуацией, на основе которой они получают игровое задание;
• разделяются на группы для его выполнения;
• выбирают соответствующие роли;
• выдвигают предположение относительно решения проблемы (1-й шаг) и сталкиваются с тем, что им не хватает информации; получают информацию от учителя или учитель сам корректирует деятельность учеников новым блоком информации.

С получения новой информации и анализа игрового задания начинается следующий этап игры (2-й шаг). Все, предварительно изложенное, мы, спрогнозировав и спроектировав, закладываем в региональную программу «Литература родного края». Предлагаем свой вариант такой программы.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: