Трагическая судьба Тараса Шевченко

  

Как известно, Шевченко был сыном крестьянина-крепостного и сам был крепостным. Отец и мать великого поэта преждевременно умерли от непосильного труда, лишений и болезней. Такая же судьба ожидала Тараса Шевченко. Оставшись в одиннадцать лет круглой сиротой, он рано испытал непосильной тяжбы подневольного труда, почувствовал горе "бедного неулыбающегося мужика". Жил Шевченко в чрезвычайно жестких условиях, очень бедствовал, часто голодал и болел.

Весной в 1837 г. когда 23-летний Тарас как крепостной помещика Енгельгарда работал у комнатного живописца В. Ширяева, он тяжело заболел. Земляк и приятель Шевченко - художник Иван Максимович Сошенко сразу же положил Тараса, который пылал жаром, в кровать и срочно вызывал знакомого врача Жадовцева. Врач внимательно осмотрел больного Шевченко и сказал Сошенкови:

- Больного необходимо отправить в больницу, потому что с вашими деньгами лихорадку лечить дома нельзя.

Но и в больнице не дешево стоило лечение. Скупой Ширяев не дал ни одной копейки, хоть в контракте, подписанном им, предусматривалось, что в случае заболевания ученика в течение срока учебы мастер обязан лечить его за свой счет. Пришлось друзьям Тараса беспокоиться перед Комитетом Общества поощрения художников. По этому поводу в отчете Общества от 30 мая 1837 года отмечалось: "Пансионеру Алексееву и ученику Шевченко на лекарства... 50 карбованцев". На эти деньги врач Жадовцев и художник Сошенко поместили Тараса в Петербургскую городскую больницу святой Марии Магдалины (в настоящее время больница им. Веры Слуцкой), около Тучкового моста.

Друзья Шевченко избрали эту больницу не случайно. Больница св. Марии Магдалины была новейшим лечебным заведением на то время. Она славилась идеальным порядком, чистотой и уютом, новыми самыми совершенными методами лечения. Здесь "делали на то время самые совершенные операции, употреблялись новые улучшившие методы перевязки и лечения ран, признанные опытом последних лет самыми действенными.

Гордостью больницы были ее врачи и в первую очередь штабсликар Александр Дмитриевич Бланк, который работал здесь в эти годы, - дед Ленина по матери. Все его характеризовали как "человека передового, идейного, сильного и самостоятельного, свободного от любого карьеризма и прислужництва".

О. Д. Бланк был передовым и прогрессивным для своего времени врачом. Вся его повседневная деятельность была проникнута чутким и заботливым отношением к простым людям, он бескорыстно служил народу своим врачебным искусством.

...Болезнь Шевченко началась острым лихорадочным состоянием. В автобиографичной повести "Художник" Тарас Григорьевич описывает эти тяжелые дни своей болезни, когда бросался он в лихорадочном бреде, горел от нестерпимого жара. Заболевание длилось долго и проходило тяжело. Восемь суток Тарас был в бреду, между жизнью и смертью. Друзья ежедневно, а иногда и по несколько раз на день приходили к больнице, чтобы узнать о состоянии Шевченко.

Известен русский художник Карл Брюллов, с которым не задолго до этого Сошенко познакомил Тараса Григорьевича, постоянно спрашивал у друзей Шевченко о состоянии больного. Хорошее лечение, заботливый досмотр, и, как писал сам Шевченко "молодое здоровье брало свое... как тот сказочный пресловутый богатырь оживал и крепчал не по дням, а по часам... В какую-нибудь неделю после двухнедельной лихорадки стал на ноги и ходил, придерживаясь за свою койку".

Когда поэт выписывался из больницы, старший врач "тактично,- как пишет Тарас Григорьевич Шевченко, - растолковал мне, что для окончательного излечения необходимо еще пробыть под медицинским наблюдением по крайней мере месяц".

Осенью в 1839 году Шевченко опять тяжело заболел. В этот раз тифом. Друг поэта Ф. П. Пономарев перевез Тараса Григорьевича в свою комнату, с антресолями, в дом Академии искусств. "На этих антресолях, - вспоминал Пономарев, - мой бедный Тарас находился во время тяжелой своей болезни, которая забирала наши убогие средства. В это самое время он написал масляными красками свой портрет".

Осенью в 1845 г. Шевченко в Переяславе длительное время болел лихорадкой, которую один из его биографов О. Я. Кониский называет "како-то тифозной хворобою". О том, что в Переяславе Тарас Григорьевич перенес "гарячку", рассказывает в своих воспоминаниях о Шевченко писатель и этнограф О. С. Чужбинский.

Именно в этот период Тарас Григорьевич написал свое знаменитое "Завещание" ("Как умру, то схороните").

Невзирая на жесткие условия жизни, на ухудшение состояния здоровья, Тарас Григорьевич не терял любовь к жизни, к рисованию, к поэзии. Особенно чувствительный он был до восприятия замечательной украинской природы. Колоритные пейзажи родной земли - "садок вишневый круг хаты", могучий седой Днепр, широкие степи с почерневшими на них могилами, ветры, которые пахнут чебрецом и мятой, переливной блеск ковыля, бескрайние горизонты, - все это знал и любил Тарас. Все это глубоко волновало впечатлительного юношу и впоследствии ожило в его поэзии.

Шевченко впитал в себя все богатство народных песен и переводов, и естественно, что в его волшебных песнях звучали такие же мотивы, которые создавал сам народ. Ненависть трудового люда к своим притеснителям питала творчество Кобзаря. Появилась в стихотворениях Шевченко несчастная, порабощенная Украина. кровью сердца писал он о страдании родного народа, о муках подневольной жизни. Гневными словами корил поэт царство господ и чиновников.

Художник и поэт, в понимании Т. Г. Шевченко, носитель света истины, он должен быть полезным людям. Именно таким поэтом и художником, предсказателем правды и воли, был Тарас Шевченко.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: