Трилогия-летопись трагической сталинской поры Андрея Платова

  

В 20- 30-х гг. Платонов написал также значительное количество рассказов, среди которых выделяются «Луговые мастера», «Усомнившийся Макар», «Ночным небом», «Семья электричества», «В прекрасном и яростном мире», «Такир», «Третий сын», «Мусорный ветер», «Фро»,  «Июльская гроза», «Железная баба». После публикации очерка « Че-Че-В» (1927) и, особенно, рассказ «Усомнивший Макар» (1929), который с отрицательным откликом прочитал Й. Сталин, на автора посыпались обвинение со стороны советской критики в анархо-индивидуализме.

Платонова перестали печатать, не помогло даже обращение за помощью к Максиму Горькому. Осенью 1929 г. по заданию Наркомата земледелия П. отправился в поездку по совхозам и колхозам Средней России. Впечатление от этих поездок Платонов изложил в повестях «Происхождение мастера» (1929), произведении, которое позднее станет своеобразной экспозицией к «Чевенгура»; и  «Впрок» (1931), где иронически описал коллективизацию. Последнее произведение резко осудило Сталин, что послужило причиной новой волны идеологической травли Платонова. В партийной критике повесть назвали клеветой на «нового человека» и «генеральную линию» партии, которое заставило Платонова прислать письма в центральные газеты с признанием своих идейных «ошибок», хотя его «извинение» так и осталось незамеченным. В атмосфере полной изоляции Платонов написал трагедию «14 Красных Избушек» (1931) - о голоде в русской провинции, который стал следствием сталинского «большого перелома» 1929 г.

 С 1931 до 1935 г. Платонов работал старшим инженером-конструктором в Республиканском тресте изготовления мер и весов. 1934 г. вместе с группой писателей побывал в Туркменистане. Значительными художественными достижениями прозы Платонова тех лет стали повести «Джан» (1934), главный герой которой Назар Чагатаев спасает народ джан - сирот, жертв бессмысленной перестройки мира, - выводя его из мертвой пустыни, и «Река Потудань» (1937): рассказ о любви красноармейца Никиты и учительницы Любы. Идея произведения - воспитание чувств, высокая ответственность одного человека перед другим. В 1938 г. был арестован 15-летнийсын Платонова, которому предъявили обвинение в антисоветской агитации. Освобожден он был лишь в 1941 г. ходатайствами М. Шолохова (в то время депутата Верховной Рады СССР), но вскоре умер от чахотки, которой заболел в лагере. Смерть сына больно удручала писателя во все дальнейшие годы его жизни.

Лишь в конце 80-х гг. вышли из печати виднейшие произведения Платонова, написанные на границе 20- 30-х гг.: «Чевенгур» (1929), «Котлован» ( 1930) и «Ювенильное море» (1934), что составляет своеобразную трилогию-летопись трагической сталинской поры. В романе «Чевенгур» двое главных героев - Дон Кихот революции Степан Копёнкин и его Гамлет - Саша Дванов, которые ищут в мире и в людях коммунизм, но романтические надежды приводят их к трагической гибели. Роман является многоплановым рассказом, в котором лирика и сатира переплетены с философскими раздумьями и политическими аллюзиями. В основе сюжета - описание возникновения и гибели города-коммуны Чевенгур, куда приезжают после ряда приключений герои романа, сын рыбака, который утопился, Саша Дванов и Дон Кихот революции Степан Копёнкин. В Чевенгурской коммуне «кончилась история» - очистив город от буржуев и «сдачи сволочи», уничтожив хозяйство, люди питаются дарами земли и солнца. Солдаты, что напали на город, окончательно уничтожают жителей города. Во второй части трилогии, повести «Котлован», писатель размышляет об общей трагедии бытия. В последний ее части («Ювенильное море») Платонов ищет пути выхода для общества. Трагические произведения Платонова существенно отличаются от антиутопий Е. Замятина или Дж. Оруелла, которые конструируют свои антимиры и предупреждают читателя будто со стороны. Вместе с тем Платонов находится внутри как советских антиутопических реалий, так и своего художественного мира. Как отмечает К. Шахматная, произведения Платонова «содержат безусловное возражение искривленного, убогого, упрощенного понимания коммунистического идеала, что, наконец, является социальной и политической утопией счастливого будущего общества, которая имела более всего распространение и сильнейшее влияние со всех созданных раньше».

Самой завершенной книгой Платонова считается повесть «Котлован». Ее ведущей темой является процесс опустошения человеческой души в условиях страшных тяжелый времен сталинской коллективизации. В повести звучат проблемы как социально-исторические, связанные с современными писателю событиями (организация колхозов, ликвидация кулаков, роль партии в обществе), так и философско-психологические (смысл жизни, свобода и насилие, идея коммунизма и средства ее воплощения). Действие «Котлована» происходит в двух планах: конкретном (организационный двор, где создается колхоз «имени генеральной линии») и символическом (котлован - для фундамента общего дома социализма). «Конкретный план, - отмечает О. Николенко, - показывает картину общего абсурда, который уничтожает миллионы людей, а символический план дает возможность писателю воссоздать не только настоящее, а и будущее. В котловане, как в яме смерти, гибнут люди, умирает девочка Настя - олицетворение грядущего. Котлован становится символом безысходности общества, своеобразной Вавилонской башней, которая никогда не будет построена».

Главный герой повести - тридцатилетний искатель правды, «народный философ» Вощев. В день 30-летия Вощева увольняют с механического завода за его «задумчивость среди общего темпа работы» (интересное совпадение с героем «Процесса» Ф. Кафки, которого арестовали в день его 30-летия): он размышлял об «плане общей жизни», хотел «выгадать что-то похоже к счастью». Вощев идет странствовать в поисках «содержания общего и отдельного существования». Тем не менее ему, в сущности, никуда идти - Вощев, который верит в то, что «далеко есть что-то особое или роскошный предмет» и считает, что «без истины стыдно жить», нигде не находит ответов на свои вопросы.
Кульминацией произведения становится гибель Насти. Увидев мертвую девочку, Вощев не понимает, «зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением». Тем не менее, именно смерть девочки открывает истину: человек - это и есть тот смысл бытия, которого он так долго искал.

Даже землекопы приостановили работу после смерти девушки, хотя со временем они начинают еще больше углублять котлован, поскольку надеются, что строительство «общего дома социализма» прекратит будущие несправедливости. Однако Платонов предупреждает, что таким образом социализм построить невозможно, ведь ради «счастливого будущего» уничтожается настоящее. Как делает замечание О. Николенко, Платонов «показал, что насилие неотъемлемо от страха и духовной деградации человека. Поэтому он призывает к духовному воскресению всех и каждого, к восстановлению сознания и внутренней свободы».

К началу Второй мировой войны Платонов сотрудничал с несколькими московскими литературными журналами. В 1941 г. вместе с семьей его эвакуировали в город Уфа. С октября 1942 г. и до конца войны как специальный корреспондент газеты «Красная Звезда» П. находился на разных фронтах. Его военные корреспонденции публиковались во многих газетах и журналах, выходили отдельными сборниками: «Под небом Родины» (1942), «Рассказы о Родине» (1943). «Броня» (1943), «На закат солнца»( 1945) и др. В 1944 г. на фронте Платонов получил тяжелое ранение, а в 1946 г. был демобилизован из армии. В год демобилизации в «Новом мире» появилось его рассказ «Семья Ивановых» («Семья Ивановых»), провозглашенное литературоведом В. Ермиловым «клеветническим». Хотя и больной, писатель не бросил работы: он упорядочил и выдал русские и башкирские народные сказки, написал рассказ «Афродита», пьесы «Пушкина в лицее», «Поил ковчег», «Голос отца», семь киносценариев, несколько рассказов о детях, ряде оригинальных сказок; в архиве писателя сохраняется оборванный на шестом разделе роман «Счастливая Москва», статьи, посвященные творчеству А. Пушкина, А. Ахматовой, Э. Хемингуэя, К. Чапека, Г. Грина, К. Паустовского.

Умер Платонов от чахотки, заразившись ею от сына, освобожденному из лагеря. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, рядом с могилой сына.

Много творческих замыслов Платонова остались незавершенными, тем не менее, как считал писатель: «Для большого нужно немного. Короткая человеческая жизнь целиком достаточна для осуществление всех желательных дел и для полнейшего удовлетворения всех страстей. А кто не успевает, тот не успеет никогда, даже если станет бессмертным».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: