Творческая работа над украинской исторической народной песней

  

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами

  • Дайте определение исторической песне;
  • В чем основное назначение этих песен? Кто есть их героями?
  • Какие исторические песни вам запомнились? Чем они взволновали?
  • Каким образом влияют эти песни на человека?
  • Чему существует несколько вариантов песни с одним названием?
  • Как вы считаете, можно ли считать историческую песню фольклорным жанром? Ответ обоснуйте.
  • Мотивируйте, есть ли актуальными исторические песни для современников.
  • Чем поучительные песни о далеком героическом прошлом?

III.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности

IV. Обработка содержания темы урока

1.         Вступительное слово учителя

Уважаемые друзья!

Ознакомившись с историческими песнями, вы поняли, что каждая из них учит, как нужно любить Родину и бороться за ее счастье. Подвиги отважных героев, изображенные в песнях, воспитывают в народе мужество, смелость, стойкость в борьбе. В ежедневной жизни песни облегчают работу людей, увеселяют их во время отдыха, поддерживают в несчастье.

Люди составляют песне преимущественно о жизни и событиях в свое время. Поэтому песни, которые возникли в разные времена, представляют вместе поэтическую историю народа.

Эти народные произведения своим правдивым содержанием, поэтической формой, красотой мелодии всегда будут очаровывать людей.

2.         Требования относительно выполнения письменной творческой работы:

  • хорошо осознать тему, добрать материал к ней;
  • следить за четким построением произведения (введение, основная часть, вывод);
  • собственные мысли высказывать грамотно, последовательно, приводя примеры из текстов песен на ту или другую мысль;
  • избегать общих фраз, которые ни о чем не говорят;
  • следить за грамотностью оформления работы;
  • избегать подробного пересказа текстов песен;
  • указать актуальность темы произведения.

3.         Выполнение заданий

3.1.      Закончить пословицы  и объяснить их содержание.

  • Как запоют - ... (будто тебя крылья поднимают).
  • О новых днях составляем... (новые песни).
  • Нам приносит каждый день... (тысячи новых песен).

3.2.      Составить мини-диалог на тему «Героическое прошлое в песнях».

3.3.      К словосочетанию «историческая песня» подобрать соответствующие характеристики из разных частей речи. (Историческая песня - бодрая, благозвучная, героическая, волнительная, захватывающая; жизнь, знание, уважение, решительность, изобретательность, сообразительность, опыт...).

3.4.      Комментарий к высказыванию о песне.

  • Песня - это когда душа исповедуется (Г. Тютюнник).
  • Песня между людьми будет цвести в вечной основе (П. Русик из Кросна, польско-украинский поэт ХVІ ст.).
  • Кто поет, у того робота скоро минует (Украинская пословица).
  • Где работа, там и песня (Украинская пословица).

5. Выполнение письменной работы на тему «В песнях история моего народа»

Песня имеет то большое, единое, что не умирает, что гремит, объединяет, пронимает страстным чувством духовности.

Г. Шевченко

На судьбу моей Украины выпало много испытаний и тяжелых времен, одолевая которые, она получила свою бессмертную славу. Украинцы с давних времен стремились поэтически осмыслить эти события, собственную историю - прошлое и современное, заглянуть в будущее. Величественным подвигам своих соотечественников посвящали они баллады, легенды, пересказы, сказки, песни - эти уникальные жемчужины с казны украинской литературы. Трепетно передавались они потомкам из поколения в поколение, сохранили для нас дух событий тех далеких эпох.

Ни один народ некогда не забывал о своей истории, об истории своей страны, города, села. Именно исторические песни, в которых отображаются разные события: восстание, классовые противоречия, борьба с врагами,- очень распространенны в Украине.

В песнях народ воспел оборонцев отчизны, их непримиримость к врагам, готовность скорее умереть, чем подчиниться им. Таким мужественным патриотом выступал казак Морозенко («Ой, Мороз, Морозенко»), который отважно бился со вражеской силой:

Бились наши казаченьки до ночи глухой,- Полегло наших немало А татар втрое.

Ни страха, ни усталости не знает молодой воин, и лишь многочисленность врагов одолела героя. Терпя страшные мучения, Морозенко не повинуется, он обнаруживает необыкновенную выносливость, пренебрегает смерть и с мысленным взором об Украине гибнет.

В распространенной песне «Загрустила Украина» не только обрисована картина бесчинства врагов, а и звучит призыв к сопротивлению:

Довольно тебе, господин-брат, развалины рисовать,- Бери саблю острую, длинную и иди воевать...

Древнейшие патриотичные песни донесли к следующим поколениям весь драматизм эпохи.

Расцвета исторические песни достигли в период Народно-освободительной войны 1648-1654 лет. В них воспевает героизм народных масс в борьбе против социального и национального угнетения, против польской шляхты и украинского панства. К таким песням принадлежит «Или не тот то хмель?». Поэтический образ хмеля олицетворял нарастание народной борьбы против угнетателей, подчеркивал, что ручательством силы Богдана Хмельницкого есть его тесная связь с народными массами. Народ поддерживал Богдана и в песнях прославлял его победы.

Гей, поехал Хмельницкий  В Золотом Броде,- эй, не один лях лежит Головой в воду.

Образ Б. Хмельницкого является центром песенного творчества, с чрезвычайным подъемом воспевает его личный героизм, мудрость полководца, военная доблесть.

1768 года на Правобережной Украине развернулось антикрепостническое восстание - Колиивщина. Об это событие составлено много песен. Одна из них - «Максим казак Железняк». Главный герой произведения - это мужественный защитник своих соотечественников, поборник правды:

Набросали за час Господ полные шапке... Так Максим Железняк С господами бился, И за то он славы красивой привлекся.

В исторической песне «За Сибирью солнце сходит» рассказывается о борьбе повстанческих отрядов против господ на Подолье в 1813-1835 гг. Устим Кармалюк один из организаторов народных масс, который не только мстит господам за несправедливости, а и стремится социальной справедливости, он раздает бедным все то, что забирает у помещиков и богатеев:

У богатого хотя я и возьму - Убогому даю. Так деньги поделив, І грехов не имею.

Тому народ обнаруживает к Кармалюка как мстителя за несправедливости человеческие большой почет и любовь, воспевает и прославляет его в своей песне.

Которого бы бедствия не приходилось пережить народа, песня всегда помогла сохранить душу, пережить трудности. Она сопровождала каждого украинца на протяжении всего жизнь. Минуют возрасты, а народная песня остается всегда молодой, волшебной несмотря на мыканье, которые выпадали на судьбу украинцев.

Итак, украинские народные исторические песни - это глубокий колодец, который щедро дает нам знание о нашем народе, его героической и вместе с тем трагическую историю, через возрасты проносит память о погибших героях, учит нас быть настоящими патриотами Родины. Пусть же некогда не мелеет этот чудесный колодец, даря все новым и новым поколениям красивые, волшебные, нежные украинские песни.

4. Перечень тем для написания творческой

работы об украинской исторической народной песне

  • В песнях история моего народа.
  • Песни для Украины - все: и поэзия, и история, и родительская могила (Г. Гоголь).
  • Любимые герои украинских исторических песен.
  • Что я узнал из исторических песен о прошлом украинского народа
  • Образы рыцарей-оборонцев родной земли в исторических песнях.
  • Вот где, люди, наша слава, слава Украины!

V.        Итог урока

VI.       Домашняя задача

Закончить написание творческой работы, подготовившись к внеклассному чтению.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: