Урок на тему: П. Глазовой «Тарас Бульба В Киеве»

  

2.11. Творческая задача.

Заполните приведенную ниже таблицу, используя содержание юморески П. Глазового «Тарас Бульба в Киеве» на тему «Современное и прошлое Киева».

2.12. Художественные особенности произведения.

• Метафоры: «Тарас Бульба появился», «земля уродила», «пролетали корабли», «кипит работа», «не будут трещать полки», «тянется собачка».

• эпитеты: «пышная столица», «знаменитый казак», «ясные павильоны», «глубокие поклоны», «золотые человеческие руки», «земля щедрая», «Днепр милый», «светлый праздник», «время горячее», «зачесанные субъекты».

• Сравнение: «павильоны - храмы», «радовался казак-запорожец, как на светлом празднике», «почернели, будто от сажи», «здоровенный, как котел, кулак».

• Обращение: «Скажите мне, голубоньки...», «Как изменилась ты очень, столица любимая», «Эй, папаша...», «Как вы можете, ничтожества...», «Прочь, изверги нечисти».

• Риторические оклики: «...красивая и пышная столица!», «Как вы жить, дорогие дети, чисто и хорошо стали!», «Веселые вы, дед!», «Рай да и только!», «Как здесь хорошо всюду!», «Как изменилась ты очень, столица любимая!», «Сообразим на троих!», «Прочь, изверги плохие!».

• Риторические вопросы: «То скажите же, где столицы конец и начало?», «Скажите мне, голубоньки, пекло ли здесь близко?», «А кто же тогда в вагонах двери затворяет?», «А кто же тогда вам вагоны тянет в туннеле?», «А кто же тогда прицепил здесь пламя к потолку?», «А кто же тогда тянет ступеньки, на которых я иду?», «А чего же то на той стороне валяются люди?», «Чего они почернели, будто от сажи?», «Что же это за порядки?», «Какую пользу казаку дает этот скот?», «...что за чудо?», «Откуда на Украине такая шпана?», «Чтобы я кушал сивуху с вами возле мусорника?».

V. Закрепление изученного материала по теме «П. Глазовой  «Тарас Бульба в Киеве»».

1. Решение тестовых задач.

1. Тарас Бульба был: а) воеводой; б) казаком; в) господином.

2. Как писатель характеризует жанр своего произведения? Это: а) эпохальная юмореска;

б) историческая исповедь; в) почти поэма.

3. В какую ночь снится сон лирическому герою произведения? а) На Ивана Купала; б) перед Рождеством; в) на Петра.

4. Тараса Бульба в произведении назван: а) мужественным; б) славным; в) мудрым.

5. Шагая по Крещатику, герой любуется столицей, называя ее:

а) цветущей и ясной; б) безграничной и странной; в) красивой и пышной.

6. Тарас Бульба «снимал шапку и отвешивал глубокие поклоны»: а) находясь на выставке; б) здороваясь с молодежью; в) встретив ветеранов труда.

7. Обозревая новые квартиры, герой произведения с удовлетворением обращается: а) к детям; б) молодым семьям; в) пенсионерам.

8. Какая станция метро в Киеве понравилась Тарасу Бульбе? а) «Золотые ворота»;

б) «Контрактовая площадь»; в) «Крещатик».

9. Достижения современных киевлян герой из прошлого сравнил: а) с раем; б) волшебной страной;  в) чудо-городом.

10. Прогулялся Тарас Бульба площадью:

а) Независимости; б) Богдана; в) Победы.

11) Почему Тарас Бульба пришел в изумление, увидев людей на берегу Днепра? Так как они:

а) устроили спортивные соревнования; б) отдыхали, когда нужно работать; в) быстро плавали.

12. Кого касалась пословица в произведении: «Хлеб на ноги ставит, а водка с ног валит»?

а) Казаков; б) пьяниц; в) киевлян, которые грелись на пляже.

Примечание. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. С какой целью, по вашему мнению, П. Глазовой использовал в произведении прием сна и противопоставление прошлого и современного? Обоснуйте свои соображения.

2. Исследуйте, чем захватывается Тарас Бульба в Киеве. О чем это свидетельствует? Свои наблюдения мотивируйте.

3. Негодование Тараса Клубня было вызвано:

а) грубостью дежурных девушек в метрополитене;

б) засорением побережья Днепра;

в) поведением городской молодежи.

Карточка № 2.

1. Почему, на ваш взгляд, П. Глазовой избрал на роль наблюдателя достижений киевлян Тараса Бульбу? Кто он такой? Свои мысли обобщите.

2. Чем объяснить то, что автор в произведении наряду с достижениями общества отобразил его отрицательные стороны? Свои мысли обоснуйте, приводя убедительные примеры из собственной жизни и произведения.

3. Кого имел в виду Тарас Бульба, спрашивая: «Какую пользу казаку дает этот скот?»?

а) кошку; б) собаку; в) обезьяну.

Карточка № 3.

1. Прокомментируйте высказывание Тараса Бульбы: «Сам весь черный, а хлеб ему подавайте белый». Свои мысли аргументируйте.

2. Какую оценку вы дали бы родному городу, находясь в роли Тараса Бульбы, наблюдателя, путешественника? Свои наблюдения обобщите, сделайте вывод, связывая его с идейным содержанием произведения П. Глазового.

3. Кулак у Тараса Бульбы был, как: а) котел; б) гиря; в) камень.

VI. Итог урока.

VII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

VIII. Домашняя задача.

Выучить наизусть юмореску П. Глазового «Тяжелейшая роль».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: