Урок по теме: И. Жиленко «Жар-птица», «Подкова», «Гном в буфете»

  

Цель: ознакомить учеников с жизнью и творчеством И. Жиленко; учить анализировать ее программные поэтические произведения, уметь прокомментировать их содержание, находить и объяснять художественные средства; высказывать собственные раздумья о счастье и пути к нему, о ценностях, которые нужно беречь в современном мире; развивать культуру связной речи, внимание, наблюдательность, умение творчески мыслить, строить собственные заключения; формировать кругозор, мировоззрение учеников; воспитывать чувство дружбы, умение видеть красоту вокруг, ценить доброту, прививать уважение к творчеству И. Жиленко, интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет И. Жиленко, библиотечка ее произведений, ученические рисунки, картина П. Холодного «Сказка о девочке и паве», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

III. Организационный момент.

IV. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Дайте определение сказки как литературного жанра.

• С какой целью писатели в своих произведениях применяют реальное и мысленное?

• Почему борьба добра и зла является вечной проблемой?

• Что известно вам о жар-птице - сказочном существе?

• В какой народной сказке вы уже читали об этой птице? («О Жар-птице и волке»).

• Какие новогодние праздники вам уже известны? Чем они нас поражают?

V. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности учеников.

VI. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Человек создан для счастья, как птица для полета.

В. Короленко.

Дружба – самое необходимое для жизни.

Аристотель.

2. Обработка программных произведений И. Жиленко.

2.1. «Жар-птица».

2.1.1. Выразительное чтение поэзии.

2.1.2. Тема: изображение жар-птицы, которая, находясь в клетке, а потом покинув ее, просветила все кругом в столице и принесла людям радость и счастье.

2.1.3. Идея: возвеличивание красоты экзотической птицы, которая делает всех радостными, веселыми; осуждение зависти, зла (ворона).

2.1.4. Основа мысль: в мире всегда противопоставляется добро (жар-птица) и зло (ворона), происходит борьба между этими силами, но вопреки всему побеждает светлое, радостное и счастливое.

2.1.5. Композиция. Поэзия построена как противопоставление доброго, светлого, радостного (жар-птица) и злого, завистливого, злого (ворона).

События происходят в зимний период, накануне новогодних праздников, когда каждый мечтает о счастливой радости, осуществлении всех желаний, не обращая внимания на «злое карканье» вороны.

Экспозиция: покинув волшебницу через открытую дверцу клетки, жар-птица на воле освещает «сказочно столицу».

Завязка: радость люда от света жар-птицы, зависть вороны птице.

Кульминация: чудесная птица «простудилась чуточку», ее лечение.

Развязка: ожидание быстрого выздоровления жар-птицы, ожидание, что она принесет «новогоднюю радость» всем людям.

2.1.6. Обсуждение содержания поэзии с вопросами:

• Где и в каких условиях жила жар-птица?

• Почему птица покинула волшебницу?

• Как восприняли люди появление жар-птицы?

• Чем объяснить поведение вороны? Как она себя называет?

• Почему «карканье» вороны поэтесса называет злым?

• Из-за чего у людей «опечалились лица»?

• Что случилось с жар-птицей? Как об этом сказано в произведении?

(Ну, вот и простудилась чуточку, лежит она терпеливо в кроватке, пьет молоко, клюет изюм, читает «Барвинок» и «Мурзилку»).

• А что необходимо делать для предотвращения болезни в зимнее время года?

• Почему, на ваш взгляд, люди не равнодушны к тому, что случилось с жар-птицей?

• А как вы относитесь к птицам в зимний период? Для чего мы должны им помогать?

• Как объяснить народную мудрость: «Не лови гав»?

• Отгадайте: Без топора и без рук, а дом строит. (Птичка).

Прилетели гости,

Сели на погосте,

Без топора, без лопаты

Поделали себе дома. (Птички).

2.1.7. Характеристика героев произведения.

1) Жар-птица: «золотая», «чудесная», «непристойно яркая», «нескромная птица», «птица экзотическая, южная, к снегам непривычная», читает «Барвинок» и «Мурзилку», «клюет изюм», «пьет молоко»;

2) Ворона: «трехсотлетняя», «дряхлая, без глаза, ...хромая», у нее «злая стрекотня», завистливая, коварная, называет себя Павой.

2.1.8. Художественные особенности произведения:

• эпитеты: «золотая, чудесная жар-птица», «жар-птица непристойно яркая», «злая стрекотня», «нескромная птица», «бедная пава»;

• метафоры: «становились яснее лица», «просветилась сказочно столица», «лица опечалились», «жар-птица простудилась», «птица читает», «дело пошло».

• риторические оклики: «Как хорошо жить под солнцем жар-птицы!», «Она яркая-а-я!», «Позор!», «Такую нескромную птицу держать годится только в клетке!»,  «О, не грустите!», «...на новогоднюю радость нам!».

• повторы: «яркая...»

• риторические вопросы: «Ее нет, так как понимать?».

2.2. «Подкова».

2.2.1. Выразительное чтение произведения.

2.2.2. Тема: изображение лирической героини произведения, которая нашла золотую подкову, утерянную конем Дедушки Мороза, и стремилась, чтобы с ее помощью осуществились все желания и мечты.

2.2.3. Идея: каждый ребенок ощущает себя счастливым, когда в новогодние праздники все его ожидания и мечты становятся реальностью.

2.2.4. Основная мысль: каждый ребенок мечтает об осуществлении собственных желаний, верит в Деда Мороза, счастливую подкову.

2.2.5. Сюжет поэзии. Лирической героиней произведения является девушка (возможно, сама поэтесса в детстве). Девушка нашла удивительную (золотую) подкову, которую потерял конь Деда Мороза. Эта волшебная вещь всех удивила, даже «растерялись в небе самолеты», «сошлись ... семьсот разинь». Героиня обращается к подкове, чтобы та помогла ей в осуществлении мечтаний и желаний. Но учитывая то, что подкова не ее, а коня Деда Мороза, девушка решает купить шубу и поехать к нему в Лапландию, чтобы вернуть утерянную вещь.

2.2.6. Характеристика героини произведения. Лирическая героиня верит в силу волшебных вещей, фантазерка, мечтательница, порядочная, ответственная.

2.2.7. Обработка содержания произведения с вопросами:

• Опишите красоту зимней природы, которая отображена в произведении. Вспомните, каким вы видели снег зимой в солнечную погоду? Какими красками он переливался? Как об этом сказано в поэзии? (Снег зеленый, розовый, фиалковый, голубой, нежно-фиалковый).

• Какой в произведении мы увидели подкову? (Золотая, похожая на месяц, «серпиком лежала»).

• Какое впечатление произвела подкова на окружающих?

• С какой просьбой обратилась лирическая героиня произведения к подкове? («Чтобы все мне сбылось!»).

• Почему дети верили в обворожительность подковы?

• Как в произведении мысленное связано с реальным?

• Что свидетельствует о желании девушки вернуть подкову Деду Морозу?

• Осуществляются ли желания, которые вами загадываются в Новый год? За что мы любим этот праздник?

• А что необходимо сделать для обязательного осуществления наших мечтаний?

• Чем эта поэзия связана с предыдущей?

2.2.8. Художественные особенности произведения.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: