Урок по теме: Почему Дубровский расстался с разбойниками?

  

Сопоставление чернового плана и композиции романа. Последний урок подводит итоги изучения романа. XIX глава с ее контрастами мирной природы и ожесточенного боя, эмоционально укрупняет - основной конфликт произведения, в котором романтические устремления героя сталкиваются с прозой реальной жизни, идиллия сознания разрушается драматизмом действительности.

На материале XIX. главы рассматривается вопрос об отношениях Владимира Дубровского и крестьян.

  • Похожи ли люди Дубровского на разбойников?
  • Почему «странное молчание царствовало в сей толпе»?

На следующем уроке мы не требуем от учеников буквальных ответов на эти вопросы. Однако обдумывание их способствует, осмыслению романа в делом и готовит учащихся к заключительной беседе.

Что помогло разбойникам отразить атаку солдат?

Почему в последней главе звучит песня «Не шуми зеленая дубровушка»?

Затем эти отношения прослеживаются ретроспективно, по всему роману. Добрые отношения Дубровского и крестьян не отменяют ни разности их интересов и целей, ни неравенства социального положения. Дубровский не может слиться с народной стихией, и этот разлад усиливает его одиночество. Рассмотрение отношений Дубровского и крестьян с опорой на оглавление, постепенно составленное учениками при выполнении домашних заданий, восстанавливает содержание романа в целом, позволяет осмыслить его композицию. Предложив ученикам прочесть черновой план романа, написанный на доске, учитель спрашивает класс об изменениях, которые внес Пушкин в процессе работы над «Дубровским».

  • От кого исходит протест против несправедливости  в черновом плане и окончательном тексте?
  • Какие герои романа не присутствуют в черновом плане?
  • Почему Пушкин отказался от первоначального I решения: «Учитель убегает с барышней»?

Сопоставление чернового плана романа и оглавления, составленного учениками по окончательному тексту, убеждает класс в том, что Пушкин, работая

над «Дубровским», усиливал неизбежность потерь, которые преследуют героя. Ученики видят, как драматична сама композиция романа: история дружбы завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление, свидания и бегство, венчание и сражение вот какие непохожие события соседствуют в романе. В. Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Почему же при всех этих качествах герой ни в чем не добивается успеха? Почему - он не смог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами? Размышление над этими вопросами приводит класс к выводу о том, что желания героя постоянно сталкивались с законами общества, которые Владимир Дубровский при всех его доблестях победить не мог.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: