Урок развития речи. Образы «маленьких людей» в русской литературе первой половины XIX столетия

  

 Цель: развивать устную и письменную речь учеников; повторить изученное по теме «Жизнь и творчество Н. Гоголя»; сравнить образы «маленьких людей»: Максима Максимовича и Акакия Акакиевича; формировать умение свободно строить и высказывать собственные суждения; оказывать содействие формированию гуманной личности.

Оборудование: карточки с вопросами для «Карусели», слова для этюдов, «Круга Вена».

Тип урока: развитие связной речи.

  • Ум идет заведомо, когда идут заведомо все
  • моральные силы в человеке.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

1.       Повторение.

Игра-соревнование: работа в двух группах (деление можно осуществить по рядам). Участники групп поочередно высказывают факты из жизненного и творческого пути Н. Гоголя. Побеждает группа, которая назвала большее количество информативных сведений.

2.       Написание этюдов (состав групп предыдущий).

Каждая группа для работы получает несколько слов, среди которых каждый член группы выбирает для себя одно. К выбранному слову-теме ученики подбирают по три слова-ассоциации и, использовав подобранные слова, составляют 3 предложения, связанные по смыслу. Ученики по желанию зачитывают.

 

 

Варианты слов.

I вариант. Смех, ничтожество, печаль, потеря.

II вариант. Одиночество, безысходность, душа, обреченность.

Пример этюда.

Слова-ассоциации к слову «душа»: жажда, страх, очищение. Горящая адская жажда уничтожения. Она может нести с собой страх ада. В ней может быть питательная искра очищения и жизнь.

II. Обобщение и систематизация знаний по теме.

1.      «Вопрос к автору».

(на основе текста повести Гоголя «Шинель»).

Ученики работают в парах. Формулируя вопрос «к автору произведения», они озвучивают сформулированный вопрос своему товарищу, который старается на него ответить. Если пара не находит ответа, по окончанию работы в парах такие вопросы озвучивают, ответ формулируют ученики всего класса (учитель помогает).

Примечание. Ученикам предлагается избегать буквальных и слишком простых по смыслу вопросов.

2.      «Карусель». Работа в 4-х группах.

Вопрос для «Карусели».

1) Какие чувства вызывает у вас Акакий Акакиевич?

2) Что нового вы увидели в раскрытии Гоголем темы чиновничества?

 

3)   В чем, по вашему мнению, кроются причины трагического положения Башмачкина?

4) Как вы думаете, мог ли Акакий Акакиевич изменить свою жизнь? Аргументируйте собственную точку зрения.

3. «Круги Вена»: образ «маленького человека». Сравнительная характеристика Акакия Акакиевича и Максима Максимовича

III.          Рефлексия.

Написание эссе («свободное письмо») на тему «Гоголь и жизнь».

IV.          Домашняя задача.

Прочитать поэму Н. Гоголя «Мертвые души» (или комедию «Ревизор» - по выбору учителя); повторить значение терминов «поэма», «роман».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: