Урок украинской литературы: Леся Украинка «Боярыня»

  

Тема: Леся Украинки «Боярыня»
Цель. Ознакомить учеников с содержанием произведения, исследовать, как сквозь призму личной жизни героев раскрыта трагедия родного края; развить творческое мышление учеников, умения анализировать прочитанное; воспитывать любовь к Украине, к ее историческому прошлому.
Тип урока. Урок-поиск.

Оборудование. Текст пьесы, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

ІІ. Объявление темы, цели урока.

Не смогу я покинуть и пойти
Куда-то одна куда глаза глядят от тебя
На чужбине что смогу я найти
Где все чужое, чужие земля и небо?
Галина Стеценко
(слова записаны на плакате)

Сегодня на нашем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Леси Украинки. Рассмотрим ее драматическую поэму «Боярыня».

Эпиграфом урока будут слова Галины Стеценко, которые, я думаю, выражают не только одну из главных проблем драмы «Боярыня», но и, к сожалению, реалии нашего настоящего. А также эти слова подводят к пониманию одной из причин внутренней драмы главной героини пьесы – Оксаны.

Сегодня на уроке, знакомясь с произведением нам нужно раскрыть трагедию родного края сквозь призму личной жизни героев.

А также доказать, что в произведении показано время Руины и руина человеческих душ.

(Задания написаны на доске).

По жанру «Боярыня» – драматическая поэма. Словарная работа.

Драматическая поэма – преимущественно небольшая по размеру стихотворная пьеса, в которой совмещается драматическое и лирическое раскрытие темы, изложение материала отмечается лаконизмом, все внимание сосредоточено на раскрытии идейного конфликта и моменте его наибольшего заострения.

Драму «Боярыня» Леся Украинка написала в 1910 г., находясь на лечении в Египте. Это единственное произведение поэтессы, построенное на материале исторического прошлого Украины, - действие происходит во второй половине ХVІІ ст.

Драматическая поэма «Боярыня» имела нелегкий путь к читателю, была опубликована уже после смерти поэтессы в 1914 г. В советское время произведение было судебно запрещено режимом за антироссийское звучание, поэтому пришло к современному читателю только в 1989 г.

В драме «Боярыня» отображено время Руины. Что вы знаете из истории о Руине? Обратимся к нашим юным историкам.

Рассмотрение сюжетной линии произведения, определение основных элементов композиции.

Экспозиция – знакомство семьи казацкого старшины Олекся Перебойного с сыном его боевого побратима Степаном – боярином.

Завязка – согласие Оксаны на бракосочетание.

Развитие действия – жизнь главной героини в Москве, ее невозможность окунуться в роль боярыни.

Кульминация – осознание Оксаной собственной бездеятельности, упрек Степану по поводу своей и его пассивности.

Развязка – опустошение молодой украинской патриотки, готовность принять смерть как неотвратимость судьбы.

Работа с текстом произведения.

- Вы прочитали произведение? Какое впечатление произвело?
- Какие проблемы затрагивает Леся в поэме? (человек и эпоха, семья и государство, добро и зло, родители и дети, верность и измена, ответственность за судьбу Родины).
- Ссылаясь на текст, покажите. Какими появляются две семьи (перебойного и Степана)? Почему в семье Олекся Перебойного отец и сын по-родному относятся к Переяславской раде и к клятве, данной русскому царю?
- Как вы понимаете слова «Туго, сын мой, украинское дело...».
- Какие общественно-политические идеалы исповедовала Оксана?
- Выразителем каких взглядов был Степан?
- В чем суть легенды о Каине и Авеле?
- Что поразило Оксану на чужбине? Думала ли она, что ее положение будет таким унизительным и тяжелым?
- Изменилось ли отношение Оксаны к своему мужу во время пребывания в Москве?
- Что больше всего угнетало главную героиню?
- Как вы понимаете возглас Оксаны: «Да и противна мне эта Москва»?
- Как можно объяснить то, что она не отослала подруге деньги, не отозвалась с чужбины ни к родным, ни к брату хотя бы одним письмом? О своей ли безопасности она заботилась?
- Почему Оксана пришла к мысли о побеге? Осуждаете ли вы ее стремление?
- Можно ли считать благородством Степана тот поступок, что, невзирая на любовь к своей жене, он был готов «вернуть клятву» жене?
- Воспринимает ли героиня свою вынужденную бездеятельность за измену?
- Какую болезнь обнаружил немец-врач у Оксаны? Что могло вернуть ее к жизни?

(последний диалог Оксаны и Степана).

- Какие чувства, впечатления от услышанного?
- Что предложил Степан больной Оксане?
- Почему Оксана считает возвращение на Украину невозможным?
- Чем покрыты «чистые» Степана руки? С чем сравнивает их Оксана?
- Как понимаете образ заржавевшей сабли?
- Как вы понимаете последние слова Оксаны? Какая главная идея заложена в них?
- Что привело Оксану к гибели? Ностальгия?
- В чем трагедия Оксаны?
- Раскрыть противоречие жизненной судьбы героини (На что надеялась? Как сложилось?).

Выбери позицию:

1. Говорил Томас Джефересон: «дерево свободы должно время от времени поливаться кровью патриотов».
2. Мы все знаем библейскую заповедь «Не убей». В драме вспоминается легенда о Каине и Авеле. Ваше отношение.

В чем угрозе отступничества?
Семья Степана.
Отец (казак, умер в жупане)
Мать (не забывает о родном, но повинуется обстоятельствам)
Степан (раздвоенность образа: отступничество от Украины и верность преданной присяге).
Анна (Ганнушка) – родилась на Украине, традиций не знает.
Ванька – родился в Московии, традиций не знает – москаль.
Отец – казак, сын, москаль.
Семья Перебойных
Олекса Перебойный, отец – казак
Мать – придерживается обычаев
Иван – патриот, отвез хоругвь в Чигирин – наверное погиб.
Оксана – боярыня. Отступничество, измена, ощущение беспомощности, приводит к гибели.
Нет продолжения рода.

Завершить предложение:

Оксана не смогла жить на чужбине, потому что... (там рабство).
Не смогла смириться с унизительным положением мужа, потому что ... (воспитана на вольнолюбивых идеалах).
Не смогла возвыситься над обстоятельствами (прижиться на чужбине), потому что... (то было в приспособленчество).

- Оксана руководствуется принципом «Что я дала Украине?». А что Украина дала Оксане?
- Что вам дала Украина? А что вы ей?
- Как в драме воспроизведено время Руины и руина человеческих душ? В чем взаимосвязь?

Судьба героев тесно связана с событиями на Украине. От действий самих украинцев и зависит судьба государства.

В драме воспроизведено время Руины. Исторический сюжет произведения: изображаются церковные братства, в которых принимали участие и женщины (Оксана принадлежала к девичьему братству, где была изготовлена хоругвь); вспоминаются притеснения москалей (речь об этом вел гость-казак, когда приезжал к Степану); рассказывается о том, что украинский старшина «повелись на соболя московского» (Иван, Оксанин брат, говорит это Степану и его отцу); идет речь и о недоверии к Дорошенко, который привел на Украину татар (слова эти говорит Степан, когда характеризует братоубийственную войну на Родине).

- Как вы понимаете слова Оксаны и матери Степана:
Оксана. Бывало, там, у батеньки, все снится, что я летаю... А здесь не снилось ни разу.
Мать. Ишь, дорогая, как снится, что летаешь, то растешь... теперь же ты уже не растешь.
(Идет речь о прекращении духовного роста, как плата за измену).
- Где на Пирамиде жизни вы б разместили образ Оксаны? Аргументировать.
- Имя Оксана в переводе с греческого значит «чужеземка», а Степан – « венец». В чем символичность имен?
(Имя Оксаны прозрачное; замкнутый круг, в который Степан себя добровольно заточил, терновый венец на его голове (тоже круг) символизирует страдание и муки, на которые он обрек свою жену и, частично, народ.)
- В чем трагедия украинского народа?
- В чем актуальность произведения?
(и в настоящий момент наша жизнь чем-то напоминает руину, а политические дебаты подобны соревнованиям за булаву украинских гетманов; и в настоящий момент многие украинцы находятся на чужбине).

В. Симоненко писал: «Можно все в мире выбирать, сын, выбрать нельзя только Родину».
(Звучит песня).

Итог урока. Заключительное слово учителя.
- Каждый человек сам строит свое счастье. И кое-кто мечтает найти его на чужбине. Но какими бы богатствами человек не владел, оказывается, что для полноценной, духовной богатой жизни ему нужна связь с родной землей. Вспоминаете Антея?
(рассказ об Антее, который был непреодолимым, касаясь земли. Его победил Геракл, поднесши над землей).
Подтверждением могут быть и слова Б.Лепкого: «Земли держаться нужно, потому что как оторвемся от нее, то будет, ей и без нас, и нам нехорошо без нее»,

Домашнее задание.
Написать сочинение-размышление на одну из тем:

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: