Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы VII-XII)

  

Цель: вырабатывать навыки работы с текстом произведения большого объема, используя заданные вопросы, умение делать выводы; совершенствовать навыки составления плана к тексту, выразительного чтения учащихся, текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи; совершенствовать умение выражать свое мнение.

Оборудование: иллюстрации к повести А. С. Пушкина.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний учащихся

1.  Проверка планов текста
(попарно), анализ работы
товарища по парте

Прочитать по 2 удачных плана (по мнению учащихся) к каждой главе.

2.  Проверка знания текста
с использованием приема
«Верю — не верю».

1.         Владимир Дубровский вместе
с кузнецом Архипом, кучером Антоном, Грипией и няней Егоровной после пожара были

«Каков молодец! схвачены полицаями.                                                                                                                 Не струсил...»

2.         Владимир Дубровский со своими людьми напал на имение Троекурова и ограбил его.

Кирилла Петрович нанял для своей дочери Маши учителя английского языка.

Маша Троекурова мгновенно влюбилась в молодого и красивого учителя.

На званый обед к Троекурову раньше всех явился Антон Пафнутьич Спицын.

  1. Француз Дефорж ночью храбро защищал от нападения разбойников заночевавшего у него в комнате Спицына.
  2. Владимир Дубровский, встретив на почтовой станции француза Дефоржа, купил у него его документы.
  3. Владимир Дубровский объяснился Маше в любви, она ответила ему взаимностью.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Беседа с элементами текстологического анализа.

  • Какое новое лицо появилось в доме Троекурова и как к нему отнеслась Маша? (Глава VIII: «Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель для нее был вроде слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиной»).
  • Какому испытанию подверг учителя Кирилла Петрович?

2.  Выразительное чтение эпизода
«Случай с медведем» (глава VIII,
от «Но лучшею шуткою
почиталась у Кирилла Петровича
следующая» до «
.. .и не думал
уже его пробовать» (обращение
к соответствующей иллюстрации)).

  • Изменилось ли отношение Маши к Дубровскому после истории с медведем?
  • Что открылось в день храмового праздника?
  • Каким образом Дубровский оказался в этом имении?

Почему Дубровский вынужден был скрыться?

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Какие выводы мы можем сделать из содержания прочитанных глав?

—         Неблагородный человек может поступать неблагородно даже по
отношению к другу.

Благородный же человек может отказаться даже от мести врагу.

—         Власть денег, привычка считать себя принадлежащим к высшему
сословию способна убить чувства в человеке, лишить его возможности
настоящей любви, дружбы.

IV. Домашнее задание.

Познакомиться с содержанием XIII-ХГХ глав, подготовить их планы и ответы на вопросы:

  1. С кем познакомился помещик Троекуров?
  2. Какие планы возникли у старого князя?
  3. К чьей помощи решила прибегнуть Маша?
  4. Почему Маша не смогла быстро связаться с Дубровским?
  5. Успел ли Дубровский спасти Машу?
  6. Почему она дала ему такой ответ?
Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: