Цель: вырабатывать навыки работы с текстом произведения большого объема, используя заданные вопросы, умение делать выводы; совершенствовать навыки составления плана к тексту, выразительного чтения учащихся, текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи; совершенствовать умение выражать свое мнение.
Оборудование: иллюстрации к повести А. С. Пушкина.
Ход урока.
І. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка планов текста
(попарно), анализ работы
товарища по парте
Прочитать по 2 удачных плана (по мнению учащихся) к каждой главе.
2. Проверка знания текста
с использованием приема
«Верю — не верю».
1. Владимир Дубровский вместе
с кузнецом Архипом, кучером Антоном, Грипией и няней Егоровной после пожара были
«Каков молодец! схвачены полицаями. Не струсил...»
2. Владимир Дубровский со своими людьми напал на имение Троекурова и ограбил его.
Кирилла Петрович нанял для своей дочери Маши учителя английского языка.
Маша Троекурова мгновенно влюбилась в молодого и красивого учителя.
На званый обед к Троекурову раньше всех явился Антон Пафнутьич Спицын.
- Француз Дефорж ночью храбро защищал от нападения разбойников заночевавшего у него в комнате Спицына.
- Владимир Дубровский, встретив на почтовой станции француза Дефоржа, купил у него его документы.
- Владимир Дубровский объяснился Маше в любви, она ответила ему взаимностью.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Беседа с элементами текстологического анализа.
- Какое новое лицо появилось в доме Троекурова и как к нему отнеслась Маша? (Глава VIII: «Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель для нее был вроде слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиной»).
- Какому испытанию подверг учителя Кирилла Петрович?
2. Выразительное чтение эпизода
«Случай с медведем» (глава VIII,
от «Но лучшею шуткою
почиталась у Кирилла Петровича
следующая» до «.. .и не думал
уже его пробовать» (обращение
к соответствующей иллюстрации)).
- Изменилось ли отношение Маши к Дубровскому после истории с медведем?
- Что открылось в день храмового праздника?
- Каким образом Дубровский оказался в этом имении?
Почему Дубровский вынужден был скрыться?
III. Подведение итогов урока.
Учитель. Какие выводы мы можем сделать из содержания прочитанных глав?
— Неблагородный человек может поступать неблагородно даже по
отношению к другу.
Благородный же человек может отказаться даже от мести врагу.
— Власть денег, привычка считать себя принадлежащим к высшему
сословию способна убить чувства в человеке, лишить его возможности
настоящей любви, дружбы.
IV. Домашнее задание.
Познакомиться с содержанием XIII-ХГХ глав, подготовить их планы и ответы на вопросы:
- С кем познакомился помещик Троекуров?
- Какие планы возникли у старого князя?
- К чьей помощи решила прибегнуть Маша?
- Почему Маша не смогла быстро связаться с Дубровским?
- Успел ли Дубровский спасти Машу?
- Почему она дала ему такой ответ?