Вариант композиционного анализа образа Элизы Дулитл

  

На современном этапе развития преподавания зарубежной литератур в школе композиционный анализ, основы которого были изложены еще М. А. Рыбниковой в работе "По вопросам композиции" (1924 г.), приобретает значительное распространение как среди ученых-методистов, так и среди учителей-практиков. Умело использованный, композиционный анализ дает возможность глубже проникнуть в единство формы и содержания художественного произведения, проявить их взаимовлияние и взаимоопределение. Следствием этого становится формирование в эстетичном сознании школьников полного макрообраза произведения, которое изучается. Во время обработки значительных по объему и полифонических по смыслу художественных произведений, которые тяжело воспринимаются учениками как целостные явления, композиционный анализ - это, по нашему мнению, чуть ли не единственное средство увязывания в эстетичном сознании школьников формы и содержания произведения, обеспечение его понимания как единого целого.

В частности, этот вид анализа целесообразно применить, анализируя пьесу Бернарда Шоу "Пигмалион". Поскольку "роман в пяти действиях" или "поэма в пяти действиях" английского классика относительно композиции является "авторской новейшей драмой", т.е. в пределах эстетики "новой драмы" Шоу создает авторский театр, где видное место занимают как композиция пьесы, так и композиции созданных в ней образов. Ведущий композиционный прием, к которому следует привлечь внимание учеников, касается специфики создания художественного образа главной героини пьесы. Условно его можно назвать "появление Элизы Дулитл".

В самом деле, главная героиня пьесы каждый раз возникает перед зрителями какой-то новой гранью, и эти ее новые "появления" связаны с тем, что именно (во внутреннем плане прежде всего) представляет собой каждый раз Элиза. Следует заметить, что, согласно жанровой специфике "Пигмалиона", эти "появления" героини объясняются драматургом с помощью ремарок, поэтому именно анализ последних (поскольку в них особым образом "задается" поведение Элизы в развитии действия) должны опережать непосредственную работу учеников над соответствующими моментами текста. Первое "появление" Элизы знакомит нас с ее внешним видом и дает определенное представление о характере героини: "Привлекательная внешне, ей лет восемнадцать-двадцать, не больше. На ней матросская шляпка из почерневшей соломки... Волосы, которые давно следовало бы помыть, приобрели неестественный мышиный цвет. Ее пальто, суженное в талии, едва достигает колен. Под пальто - коричневая юбка и фартук из грубой ткани. Ботинки тоже знали и шитое, и поротое. Видно, что она старалась принарядиться, тем не менее, по сравнению с дамами вокруг это  настоящая замазушка. Чертами лица она им отнюдь не уступила бы, если бы их хорошо отмыть. И вдобавок девушке не помешало бы обратиться к зубному врачу".

В первом "появлении" Элизы все неслучайно: и подчеркнутое внимание Шоу к внешности цветочницы, явным образом непрезентабельной, особенно на фоне "дам" (как здесь не вспомнить тех самых "дам" и их отношение к Элизе в гостиной миссис Хигинс!), и тонкий, но целиком понятный намек на то, что в героине скрыто определенное стремление к какому-то особому саморазвитию - ведь "по-своему" она очень заметно старается "облагородить" собственную внешность (а есть ли для этого возможность у девушки-цветочницы?!). Кроме того, в этом "появлении" довольно четко прослеживается определенная "потенциальная готовность" Элизы стать лучше, чем она есть. Разногласие между естественными данными героини и тем, какое "жизненное оформление" они получают, также более чем очевидно: "хорошенькая" внешность и стремления к "опрятности" отступают перед непреодолимым для Элизы влиянием жизненных условий. Поэтому можно сделать вывод, что в первом действии пьесы перед зрителем появляется замазушка-цветочница, которая изо всех сил старается не упустить свой шанс и "выжать" максимум возможного для себя из тех жизненных обстоятельств, которые подбрасывает ей судьба. Второе "появление" Элизы - ее приход в лабораторию Хигинса. Здесь ремарка указывает уже не столько на внешность героини, сколько на ее отношение к себе, к людям и жизни: "Входит цветочница при полном параде.

На ней шляпа с тремя страусовыми перьями: оранжевого, голубого и красного цвета. Фартук теперь почти чистый, и пальто из грубой шерсти тоже почищено. Пафос этой жалкой фигуры, с ее наивной почтенностью и притворной степенностью, трогает Пикеринга...". Итак, зритель видит, что Элиза тщательно готовилась к визиту, стараясь оказать красивое впечатление на Хигинса: она не только "украсила" шляпу, а и в меру возможностей "принарядилась" (обратим внимание на фартук и пальто). Можно даже сказать, что таким способом она старалась вызвать к себе уважение, как сейчас говорят, "поднять" себя в глазах профессора.

Но, подчеркнем, нескрываемый "пафос" появления Элизы объясняется совсем не этими внешними изменениями. Она чувствует себя хозяйкой ситуации, своеобразной благодетельницей, которая в своем желании брать уроки английского языка дает возможность Хигинсу кое-что "заработать". Похоже, девушка в самом деле довольна собой, поскольку она не только изысканно (по своему убеждению!) одета, т.е. прекрасная извне, и это для нее является главным, контролирует ситуацию. По ее мнению, она имеет достаточно денег, чтобы оплатить уроки Хигинса (еще один самообман Элизы), ей, дескать, "даром" ничего не нужно!

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: