Цель: ознакомить с содержанием баллады, в основу которой легла старинная кельтская легенда; показать мужество борцов за независимость родной страны против иностранных захватчиков; раскрыть необходимость выбора между собственным чувством и общей целью народа; совершенствовать Навыки выразительного чтения баллады с лицами, текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, обоснованность, эмоциональность.
Оборудование: портрет Р. Л. Стивенсона.
Ход урока.
- I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть.
II.Актуализация опорных знаний учеников.
1. Фронтальное опрашивание.
Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в Англию ХIХ ст., а оттуда, благодаря воображению и творческому вдохновению английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона - в седую давность английской истории. Баллада «Вересковый мед» создана по старинной кельтской легенде.
1) Что мы знаем о балладе как литературном жанре?
2) Что служит основой для баллады Шиллера «Перчатка» и баллады Гете «Ольшаный король»?
3) Чем баллада Стивенсона «Вересковый мед» отличается от фольклорной баллады?
4) Что предоставляет сюжету баллады Гете «Ольшаный король» большей напряженности?
5) Какое начало в балладах Пушкина «Песнь в вещем Олеге», Стивенсона «Вересковый мед» и Шиллера «Перчатка»?
6) Можно ли предусмотреть, чем завершатся события, описанные в балладах «Вересковый мед», «Перчатка», «Песнь в вещем Олеге», прочитав вступление? Мотивируйте свой ответ.
7) Какие фольклорные признаки позаимствовали литературные баллады?
8) Приведите примеры постоянных эпитетов в балладе Пушкина «Песнь в вещем Олеге»
2. Сообщение учеников о Р. Л. Стивенсоне.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Выразительное чтение баллады.
Предлагается работа с русскоязычным переводом С. Маршака. (См. дополнение: переводы С. Маршака и Е. Крижевича).
2. Анализ произведения с комментариями. Беседа.
Что является вступлением баллады? Какое настроение создают эти строки? Какие строки ярко показывают последствия битвы?
(Лежал живой на мертвом, И мертвый — на живом).
Каким образом поэт подчеркивает, что маленькие пикты погибли за родину?
(В своих могилах тесных, В горах родной земли, Малютки-Медовары приют себя нашли).
Как изображает поэт последних пиктов, которые попали в плен? Какой прием использует он для создания образа безысходности, силы врага? (Антитеза:
- Сидел король шотландский
- Не шевелясь в седле.
- А маленькие люди
- Стояли на земле.
- То, что сидит король на коне, создает впечатление, что он будто высится
- над маленькими пиктами).
- Но кажутся ли они нам такими уж беззащитными?
- Что предоставляет им
- силы молчать перед угрозой пытки?
- (Автор показывает их на фоне родного края, сама природа будто поддерживает их:
- Крик шумел над ними, В море катились валы).
- Когда старый карлик обращается к королю, говоря:
- Жизнь я изменой куплю, Выдам заветную тайну, -
- посмотрите, как изменяется его фигура.
- (Это уже не горделивое молчание -
- Голос его воробьиный Резко и четко звучал.
Он будто становится еще меньшим по сравнению с королем).
• Почему невозможно поверить в измену?
(Так как осталась совесть:
Мне продавать свою совесть Совестно будет при нем).
- Почему поэт предоставил нам возможность услышать последний крик юноши? (Это намек на то, что тот мог бы не выдержать).
- Как вы считаете, легко ли было отцу решиться на такое решение? Докажите, что он очень переживал.
(И эхом ему ответил С обрыва отец-старик).
• Как показана несокрушимость старика? Чем становится для него этот вересковый
мед?
(Пускай со мной умрет Моя святая тайна - Мой вересковый мед! -
вересковый мед символизирует душу народа, которой враги не способны завладеть).
III. Самостоятельная работа с текстом.
Задача: доказать, что перед нами именно баллада. Найти фольклорные элементы в произведении, которые являются одной из особенностей жанра баллады.
(Героическая баллада, как правило, берет за основу исторические события - в данном случае старинную кельтскую легенду.
Драматизм событий подчеркивается построением баллады - включением в основную часть диалога.
В литературной балладе нередко присутствуют фольклорные элементы: Вступление, повторение, антитеза, постоянные эпитеты).
IV. Работа над выразительным чтением.
V. Подведение итогов урока.
Блиц-проверка самостоятельной работы.
VI. Домашняя задача.
Подготовиться к выразительному чтению баллады наизусть; подготовиться к контрольной работе.
Индивидуальная задача: подготовить сообщение об А. Мицкевиче.