Витмен – американский поэт-новатор. Связь его поэзии с романтическими традициями и трансцендентализмом

  

Цель: помочь ученикам выяснить тенденции развития мировой литературы во второй половине ХIХ ст.; познакомить с личностью и новаторскими поисками Уолта Витмена; развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, восприятие информации на слух, выделение главного, комментирование художественных произведений новаторской формы; воспитывать стремление к познанию, расширению своего кругозора, эстетичные чувства.

Оборудование: карта Америки, виды США II пол. ХIХ ст., портрет поэта, иллюстрации к биографии; сборник произведений.

Тип урока:  изучение нового материала.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

Сообщение о результатах мини-исследований учеников «В чем заключается похожесть поэзии Николая Некрасова и Тараса Шевченко».

Примечание. Ученики должны обратить внимание на тему женской судьбы в творчестве обоих писателей; на активную гражданскую позицию; на призыв в их произведениях народа к пробуждению, осознанию им своей силы и достоинства; горячая защита интересов народа; обращение к фольклорным традициям своих народов.

II.            Мотивация учебной деятельности

Учитель. Новое время требует, образно говоря, новых песен. Художники всегда находятся в постоянном поиске форм и содержания, которые бы отображали непостоянную действительность и непостоянную душу человека, его представление о мире и себе в нем. Одним из таких поэтов-новаторов был Уолт Витмен, американский писатель, с творчеством которого мы сегодня начнем знакомство.

Украинский писатель и литературовед В. Коротич в статье «листва бессмертных трав» писал: «Витмен был не только спикером Америки. Он был ее зеркалом, в котором отразились все сложные и противоречивые пути его страны. Это был поэт в самом деле национальный».

А еще раньше о В. Витмене, как о поэте всемирного значения, писал выдающийся украинский писатель П. Тычина:

Человечность говорит тремя раструбами фанфар: Шевченко - Витмен - Верхарн. Будто кабели от нации к нации...

(«В космическом оркестре»)

III.           Объявление темы и цели урока

IV.           Восприятие и усвоение учебного материала

1.             Сообщение ученика о США II пол. XIX ст.

2.             Слово учителя

- В пятом классе мы знакомились с творчеством известнейшего прозаика США II пол. XIX ст. Марка Твена, его повестью «Приключения Тома Сойера». Сегодня состоится наше знакомство с известнейшим, самым оригинальным американским поэтом, который вдохновлял несколько поколений искателей новых путей в поэзии - Волтом Витменом. Поэт, который отмечал, что «сознательно стремился высказать опосредованно или прямо кипение, стремительный рост, напряженность бытия Соединенных Штатов,- ведущие тенденции и события XIX ст., в целом дух непостоянного мира... времени, так как к этому духу... был причастен, эти события вызвали... живой интерес: они завершали большую эпоху... расчищая путь новой, еще более великий». Поэтому является естественным, что весь положительный дух, пафос молодой американской нации, которая строила собственное демократическое свободное государство, образно воплотился на страницах единственной книги поэта - «Листва травы», над которой он работал всю жизнь, которую переиздавал 9 раз, каждый раз перерабатывая и дополняя.

Родился Волт Витмен в 1819 году на острове неподалеку от Бруклина. Его отец был плотником, семья жила обычной жизнью городских ремесленников. Мальчика воспитывали не только родители, но и улицы большого торгового и промышленного Бруклина, куда семья вскоре переехала (в скором времени Бруклин стал районом исполинского Нью-Йорка).

Как и у Марка Твена, школьное обучение у Волта было недолгим. В 12 лет он уже работал в типографии. Тогда же начал писать стихи. А в 17 лет он уже был редактором собственной газеты! Заодно и ее корреспондентом, печатником и распространителем. Подрабатывал и сельским учителем, и сотрудником редакции, объездив чуть ли не всю Америку. Много читал, наблюдал. Захватывался идеями свободы и демократии, с надеждой смотрел на Соединенные Штаты как на землю, где может родиться новый, свободный человек.

Вдруг произошло чудо: обычный 30-летний газетчик опубликовал стихи, которых еще не знала не только американская, но и мировая поэзия. Сборник «Листва травы» нарушил все обычные правила формы и содержание поэзии, провозгласил поэтическую революцию: вместо традиционных размеров, рифм - свободный стих, верлибр, близкий к обычной речи, но богатый сравнениями, повторами, ассоциациями и образами. Первое издание вызвало реакцию критиков, но сборник все же заметили и оценили.

В 1861 году в США взорвалась Гражданская война. Почти все ее время поэт работал в военной казне, помогал ухаживать за раненными в госпитале. Свои чувства и впечатления Витмен высказал в сборнике «Бей, барабан!». Тяжелым ударом для него стало убийство президента Линкольна. Его памяти поэт посвятил несколько стихов, известнейший среди них, который знали все американские школьники,- «О капитан мой, капитан!».

3.             Сообщение учеников о президенте США А. Линкольне

4.             Выразительное чтение стиха В. Витмена «О, капитан мой, капитан!»

5.             Объяснение малопонятных слов по вопросам учеников

6.             Обмен впечатлениями относительно прочитанного

- Какие чувства высказывает автор?

•              Каким возникает президент Линкольн из символического образа Капитана?

•              Какие строки свидетельствуют о том, что народ любил и уважал своего «вождя»?

7.             Слово учителя

- После войны Витмен работал в правительственных учреждениях, пока тяжело не заболел параличом. Жил в доме брата в Нью-Джерси, иногда устраивал чтения и лекции, встречи с почитателями, даже осуществил путешествие на Запад. В 1892 году его не стало, а слава его с каждым годом возрастала, у него появилось много последователей. Искать «ключ» к тайне человеческого бытия, еще молодой поэт Витмен нашел его в поэтическом обобщении мирового прогресса, под которым понимал постепенное продвижение человека из царства рабства к царству Свободы. Волт Витмен захватывался идеями писателей-романтиков и философов-трансценденталистов, в частности Ральфа Волдо Эмерсона.

Сообщение ученика о Р. В. Эмерсоне

В своем сообщении ученик должен сделали ударение на таком: трансценденталисты настаивали на существовании трансцендентной реальности,- реальности, которая лежит за пределами действительности, а также на возможности ее интуитивного познания. Бог, по их мнению, по-разному представляет себя каждому человеку. Отсюда вытекает теория выдающихся лиц, которые создают историю. Отсюда же и ожидание Поэта, который интуитивно познает и укажет нации и всему человечеству правильный путь к будущему, а философы-трансценденталистя ему в этом помогут.

V. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Проблемный вопрос

•              почему мы говорим о существовании отдельной американской литературы, ведь писатели США писали и пишут на английском языке, который не намного отличается от английского в Великобритании? (Разные страны, разный менталитет) 

2. Эвристическая беседа

•              Вспомните украинских и русских писателей, которые писали верлибром. (М. Семенко, И. Калинец, И. Малкович, В. Пидпалей, В. Голобородько; В. Маяковский, В. Хлебников и др.)

•              Вспомните свои впечатления от стихов, написанных верлибром.

VI.           Домашняя задача

Для всех: подробно ознакомиться с биографией Волта Витмена, уметь характеризовать его взгляды, творчество; подготовиться к литературному диктанту.

Индивидуальное: выучить наизусть отрывки со сборника В. Витмена «Листва травы» (по желанию).

VII.         Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Закончите предложение:

•              мне показалось чудом…

•              я считаю, что Волт Витмен…

•              Поэзия в новой форме для меня…

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: