Внеклассное чтение. И. Нечуй-Левицкий. Повесть «Николай Джеря»

  

Цель: раскрыть причины трагедии Николая Джери, помочь ученикам понять важность морального выбора не только главным героем, а и каждым человеком; развивать умение высказывать собственную мысль; анализировать художественный текст.

Тип урока:     урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки, текст повести «Николай Джеря».

Наверное, после Тараса Шевченко черкасская земля не давала таланта большего, чем талант Нечуя-Левицкого. Он заслужил звание народного писателя. Высшей похвалы быть не может.

О. Гончар

Ход урока

I. Подготовительный этап

Учитель зачитывает эпиграф, предлагает ученикам доказать правдивость выражения.

II. Сообщение темы урока

III. Работа над новым материалом

1. Лекция учителя

Повесть «Николай Джеря» (1876) является одним из выдающихся произведений Нечуя-Левицкого, наиболее ярким образцом антикрепостнической литературы 70-х годов и вместе с тем произведением о положении заробитчан-бурлак. В нем правдиво отображены глубокие социальные разногласия, борьба между закрепощенными крестьянами и помещиками-крепостниками, между заробитчанами и промышленниками, между массой «освобожденных» крестьян и сельскими богатеями. Писатель показал и те активные силы, которые поднимались на борьбу против крепостничества и против нового угнетения после отмены крепостного права.

 

В повести реалистически изображены разные угнетатели народа: крепостник Бжозовский, посессор Бродовский, атаман рыбаков Ковбаненко, господский есаул, полицейский пристав, поп. Своевольным, деспотическим и алчным господам, промышленникам и их слугам автор противопоставляет честных, прямых, благородных, но бесправных, угнетенных крестьян и заробитчан - старого Джерю, Джериху, их сына Николая, Нимидору, Арбуза и др.

В произведении разоблачена барщина как наиболее постыдное явление общественной жизни, как силу, которая физически и морально калечила человека. Писатель изображает не только бесправность, страдание закрепощенных крестьян, а и рост в них ненависти к крепостникам, протест и борьбу отдельных крепостных против угнетения. Нечуй-Левицкий, хотя попутно, но правдиво показал, что выступления отдельных крестьян против господ вызвали сочувствие и поддержку со стороны всех крепостных. Симпатии автора на стороне крестьян, на стороне протестанта, бунтаря Николая Джери.

Нечуй-Левицкий положительно оценил реформу 1861 г. и потому, изображая жизнь крестьян в пореформенные времена, острие критики направил не против всего порядка, а против частных явлений социальной действительности. Этим он ослабил разоблачительную силу произведения, в частности последних его разделов, хотя и здесь преобладают реалистические рисунки. Писатель правдиво показывает, как господин забрал себе лучшие земли, как крестьяне бунтовали, так как «стала снова маленькая барщина», как Николая Джерю посадили в холодную, а старшина-богач грабит крестьян так, как грабил и раньше. Вместе с тем Нечуй-Левицкий украшает действительность, когда рассказывает, что комиссия, присланная царской властью, отобрала у господина хорошую землю и отдала ее крестьянам, а община сняла богатея и избрала старшиной бедного табунщика.

Одной из сильных сторон произведения есть то, что в нем шире и глубже, чем в других произведениях, обрисована жестокая эксплуатация заробитчан на капиталистических предприятиях и промыслах, выведены разнообразные фигуры эксплуататоров капиталистического типа (посессор Бродовский, атаман рыболовецкой ватаги Ковбаненко) и впервые в украинской литературе показан стихийный протест заробитчан против эксплуатации. Автор воссоздал правдивые и волнительные картины тяжелой работы заробитчан на сахароварне, их жизнь в тесных и грязных казармах, голодание, отравление гнилым кушаньем, ограбление их посессором, а потом и владельцем рыболовецкого промысла, показал попытки заробитчан расправиться с хищником-посессором, с атаманом рыбаков.

 

2. Идейно-художественный анализ повести «Николай Джеря» по плану

1.  Особенности сюжета и стиля

Параллельность историй нескольких героев, биографический сюжет, контрастность типов. В своеобразном стиле И. Нечуя-Левицкого объединяется тенденция к предметности, локальности и конкретности - социальной, этнографической, географической со стремлением к поэтизации лучших сторон народной жизни, к изображению крестьянского мира в рельефных, пластических образах. В частности, обозначилась чрезвычайная наблюдательность писателя и его умение через детальные описания быта воссоздавать атмосферу тогдашней эпохи.

 развития конфликта (экспозицию, завязку, развитие действия, развязку).

 

2. Проблематика романа

Помещики - крепостные, родители - дети, духовное - материальное.

3. Роль пейзажа и интерьера в создании художественного образа

Пейзаж - изображение живой и неживой природы (естественная среда или город); показывает место действия, подчеркивает состояние, настроение героя.

Интерьер - мир вещей; выступает как средство характеристики героя, место действия.

  • Зачитайте отрывки из повести, где писатель через описания интерьера подводит нас к мысли, что работать на селе тяжелее, но жить веселее.
  • Доказать, что в изображении пейзажей Нечуй-Левицкий достигал исключительного к тому времени в украинской прозе мастерства. Аргументируйте мысль о И. Нечуя-Левицком, как мастере пейзажа примерами из текстов.

4. Характеристика образов-персонажей

Писатель вывел фигуру украинского крестьянина-бунтаря Николая Джери, человека свободолюбивого, неутомимого, энергичного, высокой морали, глубокого, искреннего чувства. Николай Джеря ненавидит угнетателей, протестует против социальной несправедливости. Он смело поднимает руку на господина и его слуг, первый среди заробитчан не покоряет посессору-капиталисту и богатею-атаману, ищет соучастников в борьбе. Николай Джеря - добрый, внимательный, вежливый в отношениях с родителями, заробитчанами, скромный, способный к музыке и живописи.

 

Джеря - духовно свободная личность. В конфликте с обстоятельствами Николай утверждается как непоколебимый свободолюб, правдоискатель. Именно здесь открылись возможности таким его душевным порывам, которые выходят за пределы житейских стандартных представлений его отца. Конфликт Николая с вражескими обстоятельствами не имеет механического характера, поскольку он обусловлен глубоко внутренними причинами: свободолюбием Николая, стремлением жить по-человечески, осознанием своего рабского положения. Джеря не может приспосабливаться, лицемерить. Высокая духовная свобода характеризует его как человека непересекающегося характера, человека, который является носителем качеств национального характера, корни которого достигают глубин истории и быта его свободолюбивого народа.

Осознав, что не личные черты господина являются причиной несчастья его семьи, а барщина, Николай покидает село: «Пойду в леса, пойду в степи, пойду в пущи и на острые скалы, а барщины таки делать не буду и в москали не пойду». И он сдержал слово, хотя и дорогой ценой. Даже завещание отца покориться, не трогать господина и есаулы не изменили его поведения. Опыт отца, воспитанного вековым рабством, неприемлемый для молодого поколения. Пережив четверть столетнюю «одиссею», Николай сохраняет духовную мощь и несокрушимость. Николай «был седой аж белый. Густые седые брови низко понависали и закрывали глаза, а из-под них и теперь блестели темные, как терн, глаза. Длинные седые усы спускались вниз, а голова белела, будто вишневый цвет. Его вид и теперь был смелый и горделивый».

Уже в первых разделах повести автор изображает старого крепостного Петра Джерю, отца Николая. Всю жизнь Петр покорно работал на господина, но это не спасало его от канчуков. Изможденный непосильной работой, Джеря преждевременно умирает. «Трудная работа высосала из него всю силу. Вся его сила пришла на чужую пользу, в чужой карман,- на дорогие бархатные платья, на золотые сережки госпожи Бжозовской, на дорогие еду и напитки, на дорогие господские прихоти».

Очень ярко и трогательно обрисована также женщина крепачка Нимидора, жена Николая. Красивый, честный, трудолюбивый человек, она имела все права на счастье, но в условиях крепостнического гнета жизни она была истерзана.

Кроме главного героя, в повести выведены и другие персонажи. Не только Николай протестует против господского гнета. Вместе с ним убегает от барщины из родного села еще несколько крепостных. Вербовские бурлаки - люди свободолюбивые, честные, готовые на самопожертвование. Среди бурлаков особенно отмечается искренностью чувств, верностью чувств, верностью обществу Петр Арбуз.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: