Цель: ознакомить школьников с жизненным и творческим путем Марко Вовчок; раскрыть идейно-тематическое направление произведения писательницы, обработать содержание и охарактеризовать героев; развивать умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; сравнивать, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение, эстетичные вкусы, воспитывать чувство уважения к творчеству Марка Вовчок, художественного слова; прививать черты доброты, чуткости, порядочности; интерес к следствиям собственной работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Марка Вовчок, библиотечка ее произведений, дидактический материалов (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Почему большинство писателей имели псевдонимы? Приведите примеры.
• В каких произведениях художественной литературы возможно точное объединение мысленного и реального?
• В чем польза произведений художественной литературы для каждого человека?
• Что свидетельствует об актуальности того или иного литературного произведения?
• Докажите, что с помощью художественной литературы человек не только обогащается знаниями, но и воспитывается, развивается. Ответ обоснуйте.
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Основное содержание урока.
- Марко Вовчок - наибольший талант нашей прежней литературы,
- наибольший мастер нашего слова.
- И. Франко.
- В любви, как в битве, у каждого своя судьба.
- Т. Драйзер.
2. Прорабатывание произведения Марко Вовчок «Девять братьев и десятая сестрица Галя».
2.1. Выразительное чтение произведения; пересказ отдельных эпизодов рассказа.
2.2. Тема: изображение жизни украинской бедности (на примере вдовы с десятью детьми) во времена господской эксплуатации (крепостничества).
2.3. Идея: осуждение господской жестокости, коварства, стремление к обогащению на работе обездоленного люда, возвеличивание красоты украинского народа, искренности, доброты, уважения друг к другу (отношения между детьми вдовы).
2.4. Основная мысль: социальное устройство калечит судьбу тех, кто постоянно работает, барычи стараются унизить достоинство человека, вследствие чего - убийство и самоубийство героев.
2.5. Жанр: социальный рассказ-сказка.
2.6. Композиция. Произведение состоит из 7 частей.
I часть - описание убогой жизни вдовы с десятью детьми, страдание женщины от непосильной работы и сожаления к своим голодным детям; отъезд в наймиты старшего сына и возвращение его домой.
II часть – большой праздник. Посещение убогой семьей церкви, ярмарки; рассказ женщины своим детям о Лакомке; сыновья покидают мать и Галю, отправляясь на заработки.
III часть - ожидание женщин своих родных; смерть старой женщины; Галя идет на заработки.
IV часть - одинокая жизнь Гали; знакомство казака с Галей, рассказ о жизни; казак предлагает Гале стать его женой; венчание молодых; Галя уезжает вместе с казаком в село Глибова.
V часть - жизнь братьев в скалах.
VI часть - Галя и Михаил в дороге, их разговор о братьях Гали, которые неизвестно куда отправились. За разговором молодожен заблудился.
VII часть - грабители (братья Гали), нападают на Галю и ее мужа, в результате Михаил убивает старшего брата, а другие братья - Михаила. От страдания, большого горя Галя лишает себя жизни - прыгает с большой скалы в Днепр.
Экспозиция: знакомство с вдовой и ее детьми, условиями их жизни - страдание, работа в наймитах старшего и среднего братьев.
Завязка: братья, уезжая на заработки, покидают родительский дом; смерть матери; ухаживание казака за Галей.
Кульминация: смерть старшего брата от рук Михаила, убийство Михаила братьями Гали.
Развязка: самоубийство Гали.
2.7. Характеристика образов произведения.
2.7.1. План к образу братьев.
1) Девять сыновей вдовы.
2) Портретная характеристика. («И уродились те девять сыновей, как девять соколов, один в одного: голос в голос, волос в волос, только наименьший сын был немного белее других, а все они такие свежие, смелые, чернявые ребята...». «...чернобровые, кудрявые, лицо, как тот цвет, пылают глаза, как звезды, сияют...»).
3) Черты характера братьев:
а) почтительные (к матери, Гале);
б) чуткие и справедливые;
в) добрые и искренние;
г) трудолюбивые;
д) со временем жестокие, неосознанные.
4) Братья-Грабители;
5) Поиски братьями счастья заканчиваются трагедией.
2.7.2. План к образу Гали.
1) Галя - любимица в семье.
2) Портретная характеристика девушки.
3) Черты характера: а) чуткая, кроткая, открытая; б) веселая; в) искренняя; г) работящая;
д) любящая сестра, жена; е) способность на самопожертвование.
4) Трагедия Гали - вызов жестокому обществу.
2.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:
• Какие времена изображены в произведении? (Крепостничество).
• Почему жизнь вдовы была горькой?
• Что в произведении сказано об убогой жизни вдовы? («...такого убожества беспомощного, которое вдова себе имела, то хоть бы и в глухой глуши поискать, там, где человеческого жилья не найти, человеческого образа не встретить и голоса не услышать... нет... кому помочь, ни помочь; не кому тебя пожаловать, ни о тебе позаботиться»).
• Как братья относились к своей меньшей сестре Гале? Чем это объяснить?
• Опишите местность, где было расположено убогое жилье вдовы. («...что это за маленькая хатыночка стоит, как она в землю вошла и покривилась; как окошечки скосились и как крыша оделась в мхи зеленые…И не огражденная избушка и нет сеней, ни амбара, нет садка, ни огорода круг ее, только старая тихая груша со сломленной верховиной»).
• О чем свидетельствует описание самого дома вдовы? («Ничего нет, кроме лавок и узенькой полочки, где стояла миска с ложками. Печь потрескалась и осела; на припечке перевернутый горшок, два колышка в стене, на которых ничего не висит; стол расколовшийся вдоль посредине; на нем ничего не стоит; в уголке иконка с глаженным ликом, которая обвита сухими и свежими цветами»).
• Почему мать возвращалась из работы «помученной»?
• Кому и для чего мать принесла поношенные туфли?
• Как мать охарактеризовала старшему сыну будущую работу в батрачестве? («Как будешь хорошо служить, заслужишь себе ласку, выслужишь заплату. Даст Бог милосердный, то потом себе и полушубок справишь... Хозяин твой, кажется, человек хороший будет, а как что там и упадет тебе в службе... какое-то там бедствие-горе, то ты принимай за хорошее... Любимый, ты претерпи...»).
• Почему вдова вынуждена была отдать старшего сына в батрачество?
• Что происходило в материнской душе, когда она предложила сыну пойти в батрачество? («Уже более мать ничего не могла говорить: голоса у нее не хватило, будто тяжелая рука душила ее. Она сидела уже молча, а только смотрела на старшего сына, и все теснее и теснее душила ее тяжелая рука та...»).
• Чем объяснить то, что и другие дети вдовы тоже захотели пойти в батрачество?
• О какой жизни старшего сына в батрачестве рассказывала мать детям?
• Каким себе представляли дети хозяина старшего брата?
• Расскажите о настоящей жизни старшего брата в батрачестве. Какую работу он должен был выполнять?
• Что в произведении сказано о хозяине старшего сына?
• Как дети встретили старшего брата, которого прогнал хозяин? Что он рассказал о службе?
• Как мать восприняла возвращение старшего сына?