Внеклассное чтение. С. Васильченко «Оловянный перстень»

  

• Почему Витя считал Настю изменницей?

• Имел ли успех театральный спектакль, подготовленный молодежью? Ответ обоснуйте.

• О каком народном празднике упоминается в произведении? (Маковея). Что вам известно о нем?

• Каким образом Витя решил принудить полюбить себя Настю.

• Какую будущую профессию избрал для себя Константин? Почему? А кем бы вы хотели работать? Почему?

• Какие впечатления остались у Бондарихи после отъезда ребят домой?

• Удачными ли, по вашему мнению, были каникулы у ребят, во время их пребывания на селе?

• Из-за чего ребята быстро попали домой?

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Валерьян Орешник был сыном:

а) шахтера; б) учителя; в) парикмахера.

2. Кто из ребят имел грубую в переплете тетрадь своих стихов, которые он читал девушкам?

а) Валерьян Орешник; б) Витя Барановский; в) Константин Ясинский.

3. Константина Ясиньского в школе дразнили: а) «Мотылек»; б) «Дивчур»; в) «Босяк».

4. Большую часть летних каникул ребята провели в селе на: а) Полтавщине; б) Херсонщине; в) Львовщине.

5. Почему Валя, Витя, Константин решили погостить у Бондарей? Поскольку эта семья имеет:

а) пасеку; б) интересные экспонаты для школьного музея; в) замечательное озеро в конце города.

6. Чтобы попасть в село к Бондарям, ребята вынуждены были пройти пешком верст: а) пятьсот; б) триста; в) двести.

7. Какое художественное средство использовал автор в фразе: «Еще не спала роса на

траве...»?

а) метафору; б) эпитет; в) сравнение.

8. Странствуя в село, Валерьян Орешник под рукой нес:

а) чемодан с продуктами; б) резиновую лодку; в) редакторский портфель.

9. Кому из героев произведения принадлежит следующая портретная характеристика:

«Зажаренный, мускулистый, в полотняной широкой рубашке он таки был похож теперь на доброго дядю»?

а) Василию Бондарю; б) Валерьяну Орешнику; в) Вите Барановскому.

10. Ребятам, чтобы попасть в дом Бондарей, надо было взять ключ:

а) в сарае на гвозде; б) под ковром; в) в ступе.

11. Отправившись к пруду купаться, Витя, Валя, Константин проходили мимо села, которое им напоминало:

а) трудные времена; б) сказочную страну; в) далекое прошлое.

12. Людей в поле во время жатвы было, как:

а) звезд на небе; б) мурашек; в) листьев на дереве.

13. Село, где жили Бондари, имело название:

а) Семигоры; б) Дьяковка; в) Липовый Угол.

14. Дед Маркиан, впервые увидев ребят на поле у Бондарей, декламировал поэзию Т. Шевченко:

а) «Завещание»; б) «Мне тринадцатый миновало»; в) «Если бы вы учили так, как надо».

15. Сколько было навязаны ржи молодежью на поле у Марины Петринковой?

а) четыре копны и восемь снопов; б) восемь снопов; в) четыре копны.

16. «И такой уже дорогой и милый ребенок: и радушный, и послушный, и работящий, где оно и зародилось такое,- лучше, чем какое родное»,- так охарактеризовали бездетные старик и старуха:

а) Валю Орешника; б) Настю Бондарь; в) Константина Ясинского.

17. Для участия в спектакле Насте необходимо было купить на ярмарке:

а) красный платок; б) Оловянный перстень; в) разноцветную юбку.

18. О каких выдающихся лицах знает дед Маркиан?

а) Ч. Дарвине и К. Марксе; б) П. Кулише и Ф. Энгельсе; в) Н. Лысенко и Лесе Украинке.

19. Ревность Вити к Насте с Костей «ела его», как:

а) червяк сочное яблоко; б) ржавчина; в) голодные собаки мясо.

20. О каком существе Витя сказал такое: «Какое маленькое, а смотри, какое умное и трудящееся!»:

а) насекомом; б) пчеле; в) гусенице.

21. В отличие от других жителей села дед Маркиан имел:

а) сад лучших груш и яблок; б) пасеку; в) ставок с разной рыбой.

22. За то, что Валя проиграл спор деду Маркиану, он вынужден был:

а) исполнить любую песню; б) станцевать гопак; в) влезть на дерево и прокуковать кукушкой.

23. В каком журнале Валя предложил прочитать деду Маркиану о радио:

а) «Днепр»; б) «Знание»; в) «Мудрая наука».

24. Огород Бондарихи можно было сравнить с:

а) цветником; б) сказочным полем; в) казной.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 0,5 балла.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Что, на ваш взгляд, символизирует Оловянный перстень? Собственный ответ мотивируйте, ссылаясь на содержание произведения.

2. Сравните, как в произведениях С. Васильченко «Оловянный перстень» и В. Нестайко «Тореадоры из Васюковки» изображена организация и проведение театрального спектакля. Свои наблюдения обобщите.

3. Валя, Витя, Константин жили в:

а) Полтаве; б) Киеве; в) Миргороде.

Карточка № 2.

1. Мотивируйте, можно ли считать Валю, Константина, Витю настоящими друзьями. Каким, по вашему мнению, должен быть друг? Отвечая, ссылайтесь на содержание произведения, собственный жизненный опыт.

2. Обоснуйте, почему старые люди советовали Марине Петринковой, когда та разыскивала ребенка: «Слушай, молодица, ухом к земле, оно так не будет сидеть, где-то плачет».

3. Где ночевали друзья во время путешествия в село?

а) в школе; б) у дяди на чердаке; в) возле колодца.

Карточка № 3.

1. Прокомментируйте отрывок из произведения, который касается оловянного перстня: «Только что же то и сияет и греет на руке у Константина? Что это не затмевается среди каменных стен и золоченных киевских верхов?» Свои мысли обоснуйте.

2. Что, по вашему мнению, объединяло разных по характеру, социальному положению героев произведения? Отвечая, ссылайтесь на факты из повести.

3. Деда Маркиана на селе называли:

а) умным дураком; б) кутянским студентом; в) большим ученым.

VI. Итог урока. Вопрос к классу.

• Что вам понравилось в рассказе С. Васильченко «Оловянный перстень»?

• Как бы вы провели каникулы, находясь на селе?

• Чему учит эта повесть?

VII. Объявление результатов учебной деятельности школьников.

VIII. Домашняя задача.

Подготовиться к уроку литературы родного края (знать идейно-художественное содержание произведения К. Перелесной «Три правды»).

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: