Высказывание собственной версии дальнейшего развития событий произведения Е. Гуцало «Семья дикой утки»

  

Цель: научить школьников высказывать собственные мысли, в частности версии дальнейшего развития событий произведения Е. Гуцало «Семья дикой утки»; закрепить знания, которые ученики получили на предыдущих занятиях; развивать творческое воображение, логическое мышление, фантазию, умение грамотно излагать свои соображения, объединяя их с фактическим материалом; воспитывать любовь к природе, эстетичные чувства.

Тип урока:     развитие связной речи.

Оборудование: портрет Е. Гуцало, текст произведения, иллюстративный материал к рассказу.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами.

• Что взволновало вас во время чтения рассказа Е. Гуцало «Семья дикой утки»?

• Какие проблемы старается решить в своем произведении Евгений Филиппович?

• Для чего писатель вводит в произведение не взрослых людей, а детей?

• Как сам Е. Гуцало относится к поступкам и поведению своих героев?

• Почему, на ваш взгляд, Евгений Филиппович в конце произведения окончательно не указал о дальнейшей судьбе утиной семьи?

• Над чем вас принуждает призадуматься писатель после ознакомления с содержанием его рассказа?

 III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

Добрым или злым становятся благодаря воспитанию.

Д. Локк.

Наслаждение видеть и понимать - наилучший дар природы.

А. Эйнштейн.

1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые друзья!

Представьте себе, что вы стали писателями. Вам предложили написать прозаическое произведение художественной литературы.

• С чего бы вы начали свою работу?

• Какой материал использовали бы?

• Сколько времени продолжалась бы эта работа?

• Обращались ли бы вы за помощью? Если да, то к кому?

• Кому бы вы посвятили свое произведение? Почему?

Сразу возникает множество вопросов, которые необходимо осмыслить, понять и на которые нужно дать ответы.

Сегодня вам необходимо продумать и высказать собственную версию дальнейшего развития событий произведения Е. Гуцало «Семья дикой утки».

• Как вы думаете, от чего она будет зависеть?

• Каким будет продолжение, а потом окончание произведения.

Итак, давайте попробуем собственные силы, творческие способности, талант.

2. Беседа с вопросами.

• Остались ли живыми утята?

• Где бы, на ваш взгляд, могла находиться утка-мать? Как ее можно было найти?

• Что, по вашему мнению, ощущал Юрий в конце произведения? Считал ли он себя виновным в причиненном вреде?

• Можно ли оправдать поведение и поступок Юрия?

• Почему дети не обратились за помощью к взрослым?

3. Конкурс «я - писатель».

Класс распределяется на две команды. Данное распределение будет зависеть от того, как закончится произведение - положительно или отрицательно. Участниками команд составляется ориентировочный план-версия продолжения произведения Е. Гуцало «Семья дикой утки».

3.1. Составление ориентировочного положительного плана-версии относительно продолжения произведения.

• Одновременные поиски утки и ее детей Тосей и сельскими ребятами.

• Обращение детей за помощью к людям, которые знают поведение диких уток.

• Собрать информацию о диких утках, обратившись в библиотеку, к научной литературе.

• Быть целенаправленными в достижении своей цели.

3.2. Составление ориентировочного плана-версии относительно продолжения произведения.

• Утята умерли без ухода матери.

• Страдание Тоси и сельских жителей по этому поводу.

• Из-за этого досадного случая дикие утки не гнездились в этой местности.

• Тося и сельские ребята постоянно обвиняли Юрия в совершенном.

4. Каждая команда презентует высказывание версии дальнейшего развития событий произведения Е. Гуцало «Семья дикой утки».

V. Итог урока.

Я надеюсь, уважаемые писатели, вы поняли о важной необходимости оберегать природу, ценить ее красоту. Не вмешивайтесь в животный мир, не наносите ему ущерб.

Семья - основанная на браке или кровном родстве небольшая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и реальной ответственностью (Советский энциклопедический словарь). Чем сильнее семья, тем основательнее и человек, и природа.

VI. Объявление результатов учебной деятельности школьников.

VII. Домашняя задача.

Подготовиться к внеклассному чтению на тему «Е. Гуцало. Рассказы и повести». Ученикам предлагается прочитать произведение Е. Гуцало «Перебитое крыло».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: