Взаимоотношения пленников и их хозяев в рассказе «Кавказский пленник»

  

В беседе о взаимоотношениях пленников и их хозяев обратим внимание на те нравственные вопросы, которые возникают при чтении. Как относится к Жилину его хозяин Абдул-Мурат? Все видят, что хозяин - добрый человек, умеет ценить смелость и мастерство пленника, но для него Жилин - враг. После того как пленных вернули из побега, он не смеется, разговаривает с ними враждебно, грозится убить. Ясен вывод: люди могли бы жить в дружбе, но этому мешает национальная рознь, приводящая к войнам. И еще мешает корысть: хозяин ждет выкупа за пленных, они денег стоят. В обществе сложилась привычка видеть в .другом человеке врага, источник обогащения, а не такого же человека. Особенно актуально звучат мысли писателя сейчас, когда обнаружилась вся опасность такого взгляда для самого существования человечества.

А за что татары уважают Жилина? Нам расскажут, что Жилин «на  всякое рукоделье  мастер  был»,  делал кукол  для у себя и т. д. Простые люди всех наций одинаково ценят мастерство, слава мастера доходит до других селений. Остановиться на этом, вызвать у школьников уважение к труду, к умению трудиться - также важно. Ведь для Толстого труд - это то, что роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщенность, это незыблемая основа общечеловеческой нравственности.

Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам? Это старик, который жил под горой.

Перечитав портрет старика, все найдут выразительные сравнения, которые передают авторскую оценку: «нос крючком, как у ястреба», «как волк озирается». Потом мы узнаем, что старик не всегда был таким, а сделало его похожим на зверя то, что он живет ненавистью. Война лишила его семьи, сам он убил собственного сына, перешедшего на сторону русских. Вот и живет он одной враждой, которая вытравила в нем все человеческое. Этот образ ярко выражает мысль Толстого об античеловечности войны, межнациональной вражды. И снова мы видим, как актуальны эти мысли сегодня.

Но писатель верит, что единение людей возможно, что рознь можно преодолеть. Взрослым людям трудно найти общий язык, они привыкли к установившимся порядкам, не знают других. Но все не заражены искаженными взглядами, им более доступно истинно человеческое понимание добра и зла. И Толстой изображает дружбу хорошего простого человека Жилина с горской девочкой Диной. Он показывает, что дружба возможна, даже если народы разделены враждой, что национальные преграды преодолимы.

Дина очень нравится читателям, и надо умело использовать их симпатию, чтобы углубить понимание образа и тем самым вложить крупицу в интернациональное воспитание нас. Хорошо начать с устного рисования портрета. В рассказе дважды дан портрет Дины, увиденной глазами Жилина: когда он ее впервые видит и в последней главе. В них много общего. Толстой любит, показывая человека, подчеркнуть в портрете одну-две черты. В изображении Дины выделяются «черные, светлые» (как наса это представляют?), блестящие, как звездочки, глаза, светящиеся добротой, любовью. И другая черта - ее движения. В первый раз, когда Жилин ее видит, она прыгнула, «как коза дикая». И в шестой главе она легко бежит, «как козочка прыгает». Сравнение сходное, но разница в эмоциональной окраске: вначале Жилин смотрит на нее с любопытством, в конце - с любовью и грустью.

Портрет Дины в шестой главе дает возможность также обратить внимание читателей на художественные средства передачи авторского отношения, поэтому можно, кроме  предложенного в учебнике («С помощью каких слов и сравнений Л. Н., Толстой передает ее пугливость, легкость, живость?»), подумать и над тем, какие слова помогают передать симпатию к Дине. Вот она «присела на корточки, коленки выше головы торчат»; «глазенки блестят, как звездочки»; «над самой ямой, как у кошки, у Дины в темноте глаза светятся». Вот Дина пытается сбить замок с колодки, «да ручонки тонкие, как прутики». Вот, прощаясь с Жилиным, «как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору, как козочка прыгает». Все эти картины эмоциональны, такой видит девочку Жилин, он любуется ее быстрыми, ловкими движениями, любит ее, жалеет: немного в ее детской жизни радостей. И отношение героя передается в сравнениях, в уменьшительных словах («глазенки», «ручонки»), во внимании к каждому ее движению.

Читатели понимают, что Дина по-настоящему спасла Жилина. Без ее помощи он не смог бы выбраться из ямы и ему угрожала бы смерть. Понимают они и то, что поступок Дины можно назвать самоотверженным, освобождение пленника ей могут не простить. Но она отвечает добром на добро, любит Жилина. И Жилин столь же искренен в своем отношении к девочке. Недаром, выбравшись из ямы, он первым делом велит ей отнести шест на место, он преисполнен благодарности к Дине и не хочет подвергать ее опасности. Рассмотрение эпизода дает возможность, таким образом, сделать вывод о том, что такое подлинная дружба.

Казалось бы, Жилин и Костылин - люди одного возраста, одного положения, национальности - могли бы быть друзьями. Но дружба невозможна там, где человек руководствуется лишь заботой о себе, не умеет считаться с другими, не хочет брать на себя ответственности. И напротив, дружба возникает между русским офицером и татарской девочкой, народы которых находятся в состоянии войны. Взрослый Жилин искренен с девочкой, видит и уважает в ней человека, сочувствует ей, готов сделать для нее добро, и Дина отвечает ему тем же. К такому построению человеческих отношений и призывает читателей Толстой. Писатель говорит о нравственной ответственности личности, верит в возможность преодоления национальных и прочих преград, если люди научатся искренне уважать друг друга, если они будут строить жизнь на том, что их роднит.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: