Характеры и литературные портреты XVI века (сборник Л.-Ж. Фежера) (статья В. П. Трыкова)

  

Характеры и литературные портреты XVI века (сборник Л.-Ж. Фежера) (статья В. П. Трыкова) Cборник работ видного французского исследователя литературы Луи-Жака Фежера (1810-1858) "Характеры и литературные портреты XVI века" вышел в 1857 г. Название сборника отсылает сразу к двум жанровым традициям во французской литературе: к "Характерам" Ж. де Лабрюйера и к "Литературным портретам" Ш.

-О. Сент-Бёва. Сборник состоял из двенадцати работ разных жанров о французских писателях и ученых XVI века: "Этьен де ла Боэси", "Этьен Паскье", "Сцевола де Сент-Март", "Анри Этьенн", "Агриппа д’Обинье" - это объемистые монографии, в которых обстоятельно исследуется биография писателей и их творческий путь. "Монтень в общественной жизни" ("Montaigne, considйrй dans sa vie publique") представляет собой рецензию на вышедшую в 1855 г.

в Париже книгу Альфонса Грёна "Общественная жизнь Монтеня", а статья "Жан Боден" - отклик на книгу профессора Коллеж де Франс Анри Бодрийяра "Жан Боден и его время", опубликованную в Париже в 1853 г. Третья группа работ ("Николя Паскье", "Жак Амьо" , "Ги дю Фор де Пибрак", "Неизвестный поэт") - литературные портреты. Представляя сборник читателям, современник Фёжера, критик А. де Понтмартен в своей рецензии писал: "Подчеркнем еще раз, что речь здесь идет не о шестнадцатом веке вообще, но об отдельных личностях, которые его прославили, которые олицетворяют его своим неутомимым гением...". Внутреннее единство сборника создается интонацией непосредственной беседы.

Однако у Фёжера интеллектуальный элемент превалирует над описательным (автор не дает портрета своего героя, довольно слабо прописан фон - картина эпохи, ее нравов, культурной жизни и т. д.). Причем, в аналитических характеристиках Фёжера заметно преобладает интерес к идеям, взглядам его героев. Нравственно-психологический облик героя Фёжера почти совсем не интересует. Фёжеру в его литературных портретах с трудом удается избавиться от "научных излишеств". "Родовые пятна" научных жанров, в которых и были первоначально написаны работы, включенные затем в сборник "Характеры и литературные портреты...

", остаются: Так, Фёжер завершает литературный портрет Бодена обзором литературы о нем, уснащая его цитатами из Монтеня, Габриеля Ноде, Бейля, Лагарпа и др. Три заключительные странички очерка дают оценку книги Бодрийяра. Все это придает литературному портрету Фёжера налет академизма, сближает его с научной статьей. Это впечатление усиливает и обилие сносок в литературном портрете, содержащих библиографические сведения (например, ссылка на издание на латинском языке, содержащее многочисленные пикантные анекдоты о знаменитостях XVI века), названия трудов Ж. Бодена по-латыни и т. д.

Соч.: Caractères et portraits littéraires du XVI-e siecle. Vol. 1−2. P.: Didier, 1857; Les femmes poètes au XVI siècle.

P., 1860. Лит.: Трыков В. П.

Французский литературный портрет XIX века. М. , 1999. С.

191−196; Pontmartin A. de. Causeries du samedi. P., 1857. В. П. Трыков Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. -Теория истории литературы: Жанры. - Произведения и герои: Произведения. - Историко-культурный контекст: Культура.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: