« Запахи. История одного убийцы». Образ Гренуя и его литературные прототипы

  

Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание, особенности произведения писателя; развивать навыки восприятия, анализа постмодернистского произведения, «расшифровка» его, прочтение подтекста, высказывание своей мысли о нем, своей интерпретации; расширять кругозор учеников; воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию, эстетичный вкус.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к повести, произведения с литературными прототипами. тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников

Учитель. Есть гении и есть Гении. Одни строят храмы, создают шедевры искусства, делают изобретения, которые оказывают содействие человеческому прогрессу,- и прославляются в веках. Другие этого не умеют, но тоже хотят прославить свое имя. Поэтому разрушают храмы, как Герострат, отравляют сознание молодых людей идеей вседозволенности, как Наполеон, воспевают жестокость и разврат, как маркиз де Сад (отсюда понятие «садизм»), уничтожают миллионы людей, как известные лидеры тоталитарных режимов ХХ ст. Природу «злых гениев» старается постигнуть П. Зюскинд в повести «Запахи...». Об этом и поговорим на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний

Проверка домашней задачи

?             расскажите о жизненном и творческом пути П. Зюскинда.

?             Поделитесь впечатлениями о прочитанном произведении «Запахи…»...

?             Выясните основные элементы сюжета произведения.

Экспозиция - описание Франции ХVIII ст., запахов, которые властвовали в тогдашнем Париже, а соответственно, и городского быта.

Завязка - рождение у женщины, которая торговала рыбой, ребенка, которого она собиралась уничтожить, как и четырех предыдущих, ей не нужных.

Развитие действия - жизнь Гренуя в учреждении мадам Гайяр, в мастерской Грималя, общая ненависть к нему, отсутствие у мальчика любых моральных принципов и ответственности.

Первая кульминация – совершение Жаном-Батистом Гренуем убийства девочки ради ее запаха. Решение героя стать наилучшим парфюмером, сохранить запах, который его захватил.

Развитие действия - Гренуй овладел парфюмерным искусством в мастерской Бальдини, поразил того своим талантом. Стремясь к совершенству, он после неудачных экспериментов заболел и едва не умер. Странствует и уединяется на горе. Прибыв в город Грас, снова ради запаха убивает нескольких девушек.

Вторая кульминация - убийцу девушек Гренуя схватили и осудили к смертной казни. Когда собралась многотысячная толпа, чтобы посмотреть на смертную казнь преступника, он применяет духи, которые вызывают любовь и увлечение. Ослепленные жители прощают Гренуя, им захватываются, его опекает отец убитой девушки.  Гренуй ощущает себя Великим, Богом, Прометеем. Но ему не нужна любовь, так как он не знает, что это. В его сердце только ненависть.

Развязка - преступники-людоеды, бросившись на запах духов Гренуя, разрывают их творца на куски.

IV.           Формирование умений и навыков

1. Коллективная характеристика Гренуя

(или работа в группах по этапам жизни героя)

1) Беседа

?             Откуда мог взяться такой урод — в физическом и в моральном планах? (Родившийся без любви, брошенный матерью на произвол судьбы; рос в ужасных условиях сиротского учреждения;

не имел запаха, отталкивал людей, бесил ровесников; прошел жестокую школу каторжной работы и издевательств в мастерской дубильщика; не знал слов «любовь», «честность», «порядочность», «вера» и не понимал их значений).

Каким образом Гренуй добился профессионального успеха, даже получил власть над людьми? (Благодаря своим феноменальным способностям ощущать запахи, запоминать их, комбинировать и создавать новые композиции; был трудолюбивым, имел фанатичную жажду к экспериментам, мечтал создать самый совершенный запах духов).

Почему Гренуй осуществлял ужасные убийства? (У него не было никаких моральных преград, табу на пути достижения цели, ведь он не знал ни сожаления, ни любви, не ведал о ценности и неповторимости человеческой жизни).

Была ли у Гренуя какая-то другая возможность достичь цели, устроить свою жизнь, не забирая другую? (Да, ведь имел чрезвычайные способности и возможности, обеспечил Бальдини славу виднейшего мастера Европы).

Как автор относится к своему герою? (Открыто отрицательно, описывает его то как клеща, то как паука.)

Какой идейный смысл этого образа? (Никакая гениальность, никакая высокая или невысокая цель не стоят человеческой жизни).

2) Составление устной характеристики образа Гренуя с подбором соответствующих цитат из произведения

2.             Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

Определить в повести «Запахи...» черты постмодернизма.

Ожидаемые ответы

Наличие двух пластов – черт массовой литературы (детективный сюжет) и элитарный.

Интертекстуальность.

Пародирование ирония, гротеск.

 «Виртуальный историзм» и др.

Смешивание стилей - художественного и публицистического.

3.             Слово учителя

- Главный герой повести П. Зюскинда «Запахи» Гренуй имеет своих литературных прототипов. Прежде всего, это герой произведения т. А. Гофмана «Малыш Цахес на прозвище Циннобер» - такой же безобразный «курдупель», который оказался ненужным собственной матери. Его пожалела фея и подарила три волшебных волоска, благодаря которым люди видели в нем только прекрасные черты и поступки, которые он, кстати, нагло забирал у других. Заканчивается эта история позорной гибелью героя в ночном горшке. Сама фея пожалела о своем добром поступке.

Вспомним отрицательных персонажей романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» - добропорядочных и законопослушных, на первый взгляд, граждан - надзирателей рабочего дома, сиротских учреждений, членов опекунского совета, соседей,- жестокосердных, равнодушных и корыстных.

В «Удивительной истории Петера Шлемеля» немецкого писателя Адальберта Шамиссо герой обменял собственную тень на кошелек с золотом. Однако человек без тени вызвал страх сразу у всех окружающих и потерпел фиаско.

Получил с помощью гипноза власть над аудиторией и герой новеллы Т. манна «Марио и волшебник» Кавальеро Чиполла. Унижение людей, насмешка над ними тешит фокусника. Конец известный. Простой мальчик, официант Марио не выдерживает издевательств над самым святым, что есть в его душе, и стреляет в обидчика.

П. Зюскинд называет своего героя «бациллой», что перекликается с бессмертной бациллой чумы в одноименном романе А. Камю.

Параллелей с произведением писателя можно привести немало. И все они подчеркивают истинность известного утверждения, что гений и воровство - вещи несовместимые.

V.            Домашняя задача

Знать содержание произведения, уметь его анализировать.

Характеризовать образ главного героя, рассказывать о его литературных прототипах.

Индивидуальная задача: подготовить сообщение о жизни и творчестве И. Баха, Кундеру, Харуки Мураками, Я. Вишневского.

VI.           Итоги урока

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение: Больше всего меня поразило в произведении П. Зюскинда...

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: