Жизнь и творчество Д. Дидро. Философская повесть «Монахиня»

  

Французский философ, просветитель, руководитель. Энциклопедист, писатель критик искусства. Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. Дени Дидро родился 5 окт.1713 г. По совету своего брата, каноника, отец отдает Дени в школу иезуитов, но потом, заподозрив их в намерении разобщить его с сыном и услать мальчика в дальний монастырь, он оставляет мысль сделать Дени священником. Воспитание Дидро в парижском Сollege dе Harcourt принимает вполне светский характер. В Париже он увлекся новыми идеями, чтением запрещенных книг. Вращаясь среди развитой, но бедной молодежи, он встречает не только единомышленников, но друзей - Руссо, Д'Аламбера, Кондильяка, Туссена.

В свет выходит достаточно смелое произведение Дидро "Письмо о слепых", где говорится об операциях доктора Реомюра над слепыми. Это "письмо" послужило причиной трехмесячного заключения Дидро в Венсенский замок. Этот арест еще больше развил в Дидро дерзкие, по сути, революционные мысли. Именно в это время Дидро начал главный труд своей жизни - "Энциклопедию". Великая Энциклопедия Дидро стала первым научным изданием, содержащим не только чисто техническую информацию, рассчитанную на профессионалов, но и философские рассуждения, что и послужило одной из основных причин столь яростного неприятия властью этой книги.

Дидро создал также ряд произведений художественной литературы. Его ранние литературные опыты, например, роман "Нескромные сокровища", написаны в традиции галантной литературы XVIII века. Повесть "Белая птица" представляет собой аллегорическую сказку, где все тот же фантастический покров набрасывается на скептическую усмешку по адресу абсолютизма и аристократии. Но, конечно, не произведениями этого жанра Дидро стяжал себе славу одного из лучших писателей прозаиков Франции. Этим он обязан своим реалистическим романам.

Самым известными из них являются роман "Монахиня" и "Жак фаталист", а также знаменитый диалог "Племянник Рамо". В 1760 г. Дидро написал роман «Монахиня», разоблачавший преступления церкви. Девушку Сюзанну Симонен, вопреки ее воле, определяют в монастырь. Девушка умна, красива, здорова. Природа создала ее для жизни. Общество, руководствуясь предрассудками, обрекает ее на аскетическое отречение от всех интересов, желаний, склонностей. Природа создала ее свободной. Общество, руководствуясь противоестественной моралью, проповедуемой церковью, заковало ее в кандалы. И девушка протестует, отстаивая свои права на жизнь и счастье. В монастырских порядках, которые являют собой самое страшное извращение понятий о природе человека, все противно Сюзанне.

Кликушеское самоистязание или патологическое извращение чувств - вот с чем сталкивается Сюзанна, попав в монашескую среду. Игуменья Арпажонского монастыря преследует молодую девушку преступными притязаниями, питая к ней противоестественную страсть. Монахини, утратившие человеческий облик в этом мрачном каземате, учрежденном во имя Христа, склоняют ее на грязное сожительство со старухой. Сюзанна в ужасе. Она бежит из монастыря. Но перед ней грозная сила предрассудков. Теперь она становится человеком вне закона, преступницей, только потому, что не захотела подчиняться преступному закону общества.

Она скрывает свое имя и живет в постоянной тревоге, поступив в услужение к прачке и исполняя самую тяжелую работу. Роман написан в форме записок-исповеди. Сюзанна, как видит ее читатель, - чуткая, отзывчивая, наивная, немножко склонная к рефлексии девушка. Она глубоко религиозна, и тем не менее (в этом проявился исключительный художественный такт Дидро) каждый ее поступок, каждое движение ее сердца являются протестом против религии. Наивность ее олицетворяет собой здравый смысл «естественного человека».

Перед взором этого наивного «естественного человека» спадают маски, прикрывающие пороки цивилизации. Излюбленный французскими просветителями XVIII в. прием - судить современную им общественную систему («цивилизацию») судом наивного человека или дикаря. Наивным простосердечием дышит каждая строка повести: все описания лаконичны, сведены до минимума. Здесь нет многоцветных картин природы, какими полон роман Руссо «Новая Элоиза», нет лирических страниц, раскрывающих поэзию чувств. Перед нами достаточно сухая, почти протокольная запись. Дидро всегда во всех своих сочинениях - философ, ученый прежде всего.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: