Жизненный и творческий путь австрийского поэта Райнера Марии Рильке. «Орфей, Эвридика, Гермес», «Вот дерево свелось»

  

Цель: ознакомить учеников с жизнью и творчеством поэта, показать глубинные сдвиги в поэзии на изломе веков; развивать навыки самостоятельного поиска информации, восприятие материала на слух, умение анализировать литературные процессы и воспринимать поэтические произведения; воспитывать стремление к познанию вечных основ бытия, природы, человеческой жизни, искусства, любовь к поэзии.

Оборудование: портрет писателя, издание произведений, иллюстративные материалы, схема «модернизм». Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I.             Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. «...Поэзия Рильке - это плоды такого внутреннего созревания, прозрения сути мира через человеческую доброту и высочество, через мучительный процесс постижения радости быть с миром на “ты”»,- писал Василий Стус. Райнер Мария Рильке - австрийский поэт конца ХIX - начала ХХ ст., творчество которого вобрало все многообразие модернистских направлений и течений своего времени, в которой он старался постигнуть и донести к читателю художественным словом вечные истины жизни. О нем и глубинных сдвигах в поэзии начала ХХ ст. и пойдет речь на уроке.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний

1. Эвристическая беседа

?             Дайте определение понятия «модернизм», назовите его состав.

?             Что, на ваш взгляд, заставило поэтов искать новые поэтические формы для произведений?

?             Насколько, по вашему мнению, важна форма художественных произведений для выражения определенных взглядов, наблюдений, мироощущения?  (По желанию можно дописать в схему имена представителей и страны).

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Мини-лекция учителя с элементами беседы

- Австрийского поэта Рильке называют Орфеем ХХ ст. Кто же он такой?

Райнер мария Рильке родился в 1875 году в Праге в семье мелкого чиновника. Отец, выходец из крестьян, работал на железной дороге, а мать походила из зажиточной буржуазной семьи. Социальное неравенство стало причиной разрыва отношений супругов. Семейные нелады чрезвычайно повлияли на подростка. Он нередко грустил, уединялся, ощущал себя дома лишним. Психологическая драма углублялась хлипким здоровьем будущего поэта, который вырос тихим и неприметным, скромным и стыдливым.

Отец хотел, чтобы его сын стал военным, поэтому Рильке рано отдали в военную школу. Это стало для него трудным испытанием, наказанием. Состояние здоровья заставило Рильке прекратить обучение. В 16 лет его забрали домой, и вскоре он стал студентом наилучших университетов Праги, Берлина, Мюнхена, Парижа. Особенно его влекли лекции по филологии и истории искусств.

Первые стихи Рильке опубликовал в шестнадцатилетнем возрасте. В середине 1890-х годов вышли из печати его сборники «Жизнь и песни», «Цикорий», «Венчанный снами» и др. Поэта интересуют темы природы, любви, личной жизни. Он поэтизирует творческую волю личности, отдает предпочтение мечтам, погружению в мир чувств. Поэт широко использует достижение импрессионизма: отображение мгновенных впечатлений яркой цветной палитрой.

В ранний период творчества Рильке, хотя был близок еще и к неоромантизму и символизму  (стремился  воссоздать  невыразимое, скрытое, несознательное; обращался к неясным символам и аллегориям), все же искал собственный путь в искусстве. И этот путь проходил через реальные «вещи», через реальную жизнь, от которого Рильке никогда себя не отделял: «Я говорю: да, все то, что видимое, должно становиться поэзией. О, как я обрадовался, когда приходил к этому выводу!».

В Мюнхене судьба свела Рильке с Луизой Андреас-Саломе, писательницей и интересной женщиной, дочерью русского генерала. В 1899- 1900-х годах Рильке вместе с ней осуществляет путешествие в Россию и Украину, которые положили начало новому этапу в его творчестве. Поэт встречается с Л. Толстым, художником Л. Пастернаком и другими деятелями культуры.

Интересуется стариной, особое восхищение вызывают у него памятки христианства, в частности Киево-Печерская лавра. Рильке в Украине и России нашел желательный пример стремления к духовности, к жизни в гармонии с природой. Следствием этих странствований Рильке стал сборник «Книга часов» («Часослов»). Один из немецких литературоведов писал: «Этот поэт создал лирический язык, с помощью которого можно описать и ощутить душевное состояние, духовные проблемы и личностно-религиозные впечатления человека».

В 1901 году Рильке вступил в брак, но брак этот распался из-за материальных трудностей, которые всю жизнь преследовали поэта. 9 лет поэт жил во Франции, дружил с известным скульптором Огюстом Родоном, творчество которого оказало на поэта огромное впечатление.

Таким же значительным было влияние на Рильке живописи Поля Сезана, представителя постимпрессионизма.

Новый этап творчества Рильке удостоверило появление сборника «Новые поэзии», в котором он стремился создать мир вещей, где сами поэзии становятся самоценными «вещами». Его «поэзии-вещи» имеют целью раскрыть «забытую сущность вещей», их «скрытую жизнь».

В 1900-х годах Рильке побывал во многих странах, найдя там своих приверженцев и меценатов. Тяжело переживал он трагедию Первой мировой войны, бессмысленную гибель миллионов людей, разрушение памяток культуры. В последний период его творчества усилились трагические мотивы ощущения хаоса мира, нарушения гармонии. Он писал о спасательной миссии искусства, о высоком назначении художника, способного вернуть человечеству духовное содержание  «утерянных вещей». Этот своеобразный орфизм ярко проявился в «Сонетах к Орфею» (1922), в «Дуинянских элегиях». С 1919 года и до конца жизни (1926) Рильке жил в Швейцарии, где друзья приобрели для него старинный дом - «замок Мюзо».

Каким вы представили себе поэта по  этому рассказу? Какие в его характере, на ваш взгляд, ведущие черты?

О каком новом литературоведческом понятии вы узнали? Как вы его поняли?

2.             Сообщение учеников об Украине в жизни и творчестве Рильке

3.             Сообщение учеников о легендах, связанных с Орфеем, Эвридикой, Гермесом

4.             Выразительное чтение учителем поэзии Рильке «Орфей, Эвридика, Гермес»

Эвристическая беседа по смыслу стиха

Сравните стих с мифом об Орфее. Докажите, что известный сюжет наполнен новым содержанием, новым мироощущением поэта. Какие цвета присущи миру Аида в поэзии Рильке? Какой образ они создают?

Как поэт характеризует Орфея, Эвридику, Гермеса? Подтвердите свои ответы цитатами.

Как передает поэт душевные страдания героев мифа? Какими художественными средствами поэт изображает философскую картину Вселенной?

5.             Выразительное чтение учителем сонета Рильке «Вот дерево свелось...»

Эвристическая беседа по смыслу стиха

Какие два мира возникают в сонете? (Храм - хижина) Как утверждается в произведении огромная сила искусства Орфея? Какую роль сыграет образ дерева в начале произведения? Сравните сонет в переводах Николая Лукаша, Николая Бажана, Василия Стуса.

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Посудите!

Прокомментируйте высказывание украинского поэта В. Стуса, переводчика Рильке: «Переводить Рильке очень тяжело. Его поэзии могут трансформироваться только в очень развитые языки. Кроме того, тема стихов поэта кристаллизуется и содержательно, и ритмически, и интонационно, и даже фонично... Переводя Рильке, тебе нужно горько сознавать, как много теряется из его чар, из его мудрости, из его доброты и нежной человечности, из его естественной грациозности. Но в этой горечи всегда поддерживается высокое поэтово чувство усмирения».

VI.           Домашняя задача.

Рассказывать о жизненном и творческом пути Рильке. Выразительно читать и анализировать его стихи.

Индивидуальная задача: подготовить сообщение о мари Лорансен, девушке Г. Аполлинера.

VII.         Итоги урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:  В поэзии Рильке меня поразило (мне запомнилось)...

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: