«Жизнеподобный» сюжет и философско-символическое содержание произведения «Старик и море»

  

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников

Учитель. «У классиков нужно учиться, но не подражать им... В наше время нужно... превзойти писателей прошлого»,- говорил Э. Хемингуэй. И это ему в определенной мере удалось. Об этом свидетельствуют восхищенные отклики: «Перед своим концом Хемингуэй был одним из самым известнейших и популярнейших писателей в мире» (Дж. Томпсон); «...Хемингуэй, возможно, наиболее американский среди американских писателей ХХ ст. Как человек и как писатель он был наиболее тесно связан с традициями американских пионеров, с теми своими предками, которые топором прокладывали путь сквозь первобытный лес, которые со своими грубо сбитыми фургонами шествовали по безграничной прерии. Они тяжело работали, воюя с дикой природой и рискуя на каждом шагу. От тех пионеров - сознательно или бессознательно - Хемингуэй позаимствовал все лучшее из всего, все, что было настоящей, а не официальной Америкой»,- отмечал известный литературовед Д. Затонский.

О героях Хемингуэя, особенности и значении повести «Старик и море» и будет наш разговор на уроке.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Формирование умений и навыков учеников

1.             Эвристическая беседа

?             Почему Э. Хемингуэй более чем десять лет «вынашивал» сюжет произведения «Старик и море»?

?             Как развивается тема внутренней победы героя повести над собой, своим страхом, бессилием даже тогда, когда все кажется утраченным?

?             Что является главным в произведении, о чем он: о рыбаке, обычном труженике, или о человеке вообще?

?             Как решается такое разногласие в повести: трагическое бессилие человека и его непреодолимость?

?             Как Э. Хемингуэй утверждает тему жизненного назначения человека? В чем проявляется человеческое величие?

?             В чем гуманистический идеал писателя?

2.             Творческая работа

?             Составьте мысленные диалоги по повести «Старик и море» между:

•              стариком и мальчиком;

•              стариком и морем;

•              стариком и рыбаками;

•              мальчиком и туристкой.

4. Слово учителя

- В центре повести фигура старика рыбака Сантьяго. Это не обычный старик. Так он сам говорит о себе, и дальше мы можем убедиться в справедливости этой самохарактеристики. Старик живет согласно собственному трудовому этическому кодексу, героически борется за жизнь и человеческое достоинство. Почти три месяца каждый день он выходит в море и возвращается без улова. На восемьдесят пятый день Сантьяго ловит огромного марлина. Кстати, поймать такую рыбину, как марлин, очень тяжело, поскольку она развивает скорость до 140 км/ч, а ее масса достигает 1200 фунтов (около 600 кг). Она может легко повести за собой лодку и даже потопить ее.

Рыбу съедают акулы. Кажется, старик терпит поражение. Печаль, одиночество, старость. Слабость, угасание подчеркиваются даже в описании внешности рыбака.

Но вспомним, как Сантьяго боролся с рыбой. В решающий момент, когда после трехдневных гонок марлин устал и вынырнул из моря, старик ощутил, как у него «мутится в голове». Тем не менее, остановил себя: «…собери вместе свои мысли и научись терпеть, как мужчина. Или как эта рыба». Рыбак старался максимально мобилизовать все свои силы, чтобы одержать победу и доказать тем, кто считал его неудачником, самому себе, морскому существу, что он еще чего-то достойный! «Без толку терять надежду,- думал он.- Без толку и, наверное, грех».

В борьбе старика с акулами выражен оптимизм. Хемингуэй неутомимо снова и снова подчеркивает тему непобедимости человека. В сущности, повесть учит, что пока человек живой, пока он ощущает себя человеком, есть надежда на лучшее. Старик остается без оружия, усталость его превышает границы возможного. Он знает, что ночью акулы нападут снова. Что он может? Сражаться, пока не умрет. Чуть позже виднеется, чтобы ему не пришлось больше бороться, но снова и снова вступает в борьбу. Когда же поражение кажется безусловным, когда от рыбы ничего не остается, в самом поражении обрисовывается победа. Старик снова, как в начале повести, несет домой - даже без помощи мальчика - мачту со свернутым парусом. Засыпает, и снятся ему львы молодости, а мальчик оберегает его сон, ожидая новых, счастливых дней передачи мудрости от старика ему, представителю молодого поколения.

«Если хотите,- утверждает Д. Затонский,- образ старика Сантьяго из повести-притчи Хемингуэя «Старик и море» поднят до уровня мифа, мифа о человеке, побежденном и вместе с тем непобедимым».

5.             Самостоятельная работа

?             Составьте тезисы по изученным материалам о новаторстве Э. Хемингуэя в литературе и значение его художественного творчества.

?             Объясните, зачем «вмонтирован» в конце повести эпизод с туристкой? (В нем - социальный аспект произведения. Богатая женщина даже не подозревает, какими усилиями приобретают средства для жизни простые рыбаки, какой ежедневный подвиг осуществляет каждый из них и что за история кроется за скелетом большой рыбы, привязанным к лодке).

6.             Итог учителя

- Хемингуэя любят и высоко ценят в мире, о нем очень много пишут. Его творчество существенно повлияло на многочисленных художников Европы и Америки. Сам писатель к своей литературной работе относился чрезвычайно серьезно: «Нет на свете дела более тяжелого, чем писать простую, честную прозу о человеке. Сначала нужно выучить то, о чем пишешь. А потом научиться писать. На одно и на второе идет вся жизнь». Выдающийся американский писатель У. Фолкнер писал о «Старике и море»: «Время, возможно, покажет, что это наилучшее единственное произведение каждого из нас». Так это или нет, но произведение Хемингуэя «Старик и море» достойно завершает творческий путь человека, работа которого во многом определила художественный образ нашего времени.

IV. Домашняя задача

Характеризовать образы повести, высказывать свое отношение к проблемам произведения, определять художественные особенности и черты новаторства писателя.

Индивидуальная задача: подготовить сообщение о Японии XX ст. и видах прикладного искусства.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: