Значение художественной детали в выявлении идеи в рассказе «Крыжовник»

  

Мечта главного героя рассказа - иметь большое имение. С течением времени и соответственно возможностям будущего властителя имение уменьшает свои размеры. Но как бы не суживался мысленный участок, какие бы препятствия не появлялись на пути к цели - крыжовник является неотъемлемой частичкой овеянного мечтой имения. Обратите внимание, не что-то экзотическое, яркое, а обычный крыжовник. Пусть вода в пруду ржавая, пусть вся предыдущая жизнь его и женщины утеряны ради этой цели, он в конце концов удовлетворен. Вот и первый крыжовник, но мелкий, кислый, ничего общего не имеет с вообразимым, но Чимша-Гималайский этого и не замечает.

Еще одна деталь, чисто внешнего плана, показывает, насколько высокое, духовное отдаляется от человека, когда он сознательно ограничивает себя ради материального. Эта деталь повторяется на протяжении нескольких строк трижды: «собака, похожая на свинью», «кухарка, похожая на свинью», а потом хозяин, который, смотри, вот-вот «хрюкнет в одеяло». Чтобы показать мизерность этой цели, противопоставить этой ограниченности величие обычной человеческой духовности, Чехов прибегает к антитезе: «Человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар».

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: